Искусствовед Ольга Яблонская: Разгром выставки в Манеже – международное позорище

Искусствовед Ольга Яблонская: Разгром выставки в Манеже – международное позорище

Лидер православного общественного движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов вместе со своими сторонниками разгромили выставку скульптур 1960-70-х годов в московском Манеже, считая, что она оскорбляют чувства верующих. На выставке были представлены работы скульпторов Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта. Об этих художника и их значении для российской культуры рассказывает Ольга Яблонская, искусствовед, журналист, член Ассоциации искусствоведов.

KMO_149580_00148_1_t222_232403

– Вадим Сидур, Николай Силис и Владимир Лемпорт – художники международного музейного уровня.  Все трое одного поколения, Сидур и Лемпорт – фронтовики, имеющие боевые награды, Сидур был тяжело ранен.

Это художники – нонконформисты, в 60-70-е годы их искусство считалось неофициальным, они были малоизвестны в нашей стране. Они работали втроем, создав что-то вроде небольшого художественного объединения под названием ЛЕСС (Лемпорт, Силис и Сидур). После Перестройки, когда рухнула цензура, их творчество получило  широкую, в том числе и международную, известность. Сегодня их знают во всем мире как классиков отечественного искусства, и ценность их работ, соответственно, тоже высока. Разгром выставки их произведений – это международное позорище.

Почему они обращались именно к религиозной тематике?

– Именно потому что в советское время религиозная тема была одной из запретных в официальном советском искусстве. Как и положено нон-конформистам, они не только работали в запрещенных  формах, но и обращались к запретным темам – в частности, к подцензурной теме религии. В 60-70-е годы, в отличие от 30-50-х, за запретные темы и запретные формы уже не сажали и не расстреливали. Кроме нищеты и безвестности, авторам, в общем, ничего не грозило.

Проводились ли ранее публичные выставки их работ?

– Да, конечно. Более того, в Москве существует музей Вадима Сидура с коллекцией его работ. Если в 70-е годы это было так называемое неофициальное искусство, то на сегодняшний день это искусство более чем официальное, международного музейного уровня, а творчество всех трех мастеров – одна из самых ярких и интересных страниц истории отечественного искусства.

285244_photoshopia.ru_260_Silis_N._V._Lamport__N._Silis-600x453Дополнительная информация о художниках и о выставке:

В Центральном выставочном зале «Манеж» открылась групповая выставкалегендарных московских скульпторов, участников художественного объединения ЛеСС (1954-1968) Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта.

Экспозиция «Скульптуры, которых мы не видим» – это полномасштабное исследование феномена «подвального нонконформизма», существовавшего в СССР параллельно официальному искусству.

Десятки произведений авторства Вадима Сидура, Леонида Берлина, Анатолия Слепышева и Александра Позина из собрания МВО «Манеж» экспонируются вместе с работами Владимира Лемпорта и Николая Силиса.

Анализ истории советского формализма невозможен без рассмотрения его во временной перспективе развития советского и современного российского искусства.

На выставке будут также представлены произведения современных художников:Анатолия Осмоловского, Хаима Сокола, Дмитрия Гутова, Александра Повзнера и других.

В 1954 году молодые московские скульптуры Владимир Лемпорт, Вадим Сидур и Николай Силис создали художественное объединение ЛеСС. Совместная деятельность группы продолжалась вплоть до 1968 года.

Выполняя государственные заказы, все трое были причастны к созданию самой наглядной формы идеологической пропаганды – монументальной скульптуры, интегрированной в архитектурные сооружения периода позднего советского модернизма.

Но продолжавшаяся в СССР борьба с формализмом в искусстве вынудила художников обратиться к малой форме и мелкой пластике; произведения скульпторов долгое время оставались в подвальных помещениях их мастерских.

29 апреля 1987 года в «Литературной газете» вышла статья Виталия Гинзбурга «Скульптуры, которых мы не видим» – академик и лауреат Нобелевской премии призывал сохранить творческое наследие Вадима Сидура.

Благодаря этой статье в Москве удалось создать Музей Вадима Сидура, сегодня он является одним из выставочных пространств МВО «Манеж».

Выставка «Скульптуры, которых мы не видим» впервые представит как ранние, так и поздние работы участников объединения ЛеСС в одном выставочном пространстве, что позволит проследить эволюцию творческого метода каждого скульптура – от реализма к чистой форме и авангарду.

 

Источник: Правмир.ру

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна