Искушения в пустыне

Начиная со святоотеческих времен, церковные писатели видели в сорокадневном посте Иисуса в пустыне, сопровождавшемся искушениями, прообраз Великого Поста, а в самих искушениях, которым подвергался Иисус, – прообраз искушений, подстерегающих душу христианина…

Немедленно после Крещения Дух ведёт Иисуса в пустыню. «И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (Мк 1,12-13).
Повинуясь внутреннему наитию, голосу того самого Святого Духа, Который сошёл на Него в Крещении, Плотник из Назарета отправляется в уединённое место (пустыню), чтобы остаться с глазу на глаз с Богом. У Него уже нет сомнений относительно истинного характера Своей миссии. Он знает, что Ему предстоит служение Мессии Израиля и Спасителя всего человечества. Но как именно Он должен исполнить это служение? Это и предстоит выяснить в тиши и молитве, в беседе с Небесным Отцом.
Когда-то Адам жил на земле в окружении зверей и непосредственно общался с Богом. Иисус – новый Адам – остаётся в пустыне с Богом и зверями. Его близость к Богу засвидетельствована служением небесных Вестников – Ангелов.
Итак, Иисус пребывает в гармонии и с миром небесным (Богом и Ангелами), и с миром земным (зверями). Но, как и в саду Эдема, кроме Бога и подвластных человеку животных, здесь присутствует и ещё некто – сатана, упорно пытающийся извратить прямые пути. На заре истории Адам пал жертвой сатанинских искушений. Иисусу, чтобы и в самом деле исполнить Своё призвание, предстоит разрушить замыслы сатаны и, таким образом, проложить путь к утраченному раю.
Небесный Отец не оградил от искушений Своего Возлюбленного Сына. Не ограждает Он от них и нас, однажды выбравших путь веры. Искушения и испытания даются нам не для того, чтобы привести нас к падению, а для самопознания, для воспитания зрелости ума и твёрдости воли, для закалки сердца и души.
Пустыня – это идеальное место постижения себя самого и постижения Бога. Вспомним только об опыте пустыни в жизни героев Ветхого Завета – Авраама, Иакова, Моисея, Давида, Илии, народа Израиля… Наша личная «пустыня» не всегда располагается вдали от населённых пунктов, среди зыбучих песков или в таёжной глуши.
«Пустыней» может стать и тёмный уголок под сводами храма, и квартира в многоэтажном доме… В сущности, библейская пустыня – не вне, а внутри нас. Это Святой Дух ведёт нас в «пустыню» размышлений, интимного общения с Богом, испытания совести и самоанализа. Важно при этом не задерживаться у Иордана, не медлить с ответом на призыв Божий.
На всякого искренне уверовавшего тут же набрасываются «звери» его прежних зависимостей, дурных привычек, общественного мнения, насмешек друзей и т.д. и т.п. А затем становится слышен вкрадчивый голос искусителя – сатаны. С другой стороны, с нами – Бог, с нами – опека Его Ангелов, а потому мы непобедимы, какими бы страшными ни казались звери, каким бы хитроумным ни выглядел сатана. Важно только ни на секунду не усомниться в этом.
Искушения, предлагаемые сатаной, отличаются от примитивного рычания зверей. Они подкрепляются солидными аргументами, иногда, как в случае с Иисусом, даже ссылками на Святое Писание. Но цель у них одна – подменить волю Божию, Божественные замыслы иными представлениями.
Иногда эти представления являются проекциями нашего эгоизма, жажды самоутверждения, тщеславия или стремления к комфорту. Иногда – отражениями духа времени, общепринятых стереотипов, расхожих мнений, которые мы готовы бездумно принять. Поддавшись искушениям сатаны, мы рискуем оказаться служителями дьявола, наивно полагая при этом, что служим Богу.
Чем именно сатана искушал Иисуса? Ответ на этот вопрос мы найдём в Евангелиях от Матфея (Мф 4,1-11) и Луки (Лк 4,1-13).
Назарянин уже знает, что Он – Мессия, Божий Помазанник из рода Давида, Которому надлежит «пасти все народы земли». Но знает это пока лишь Он один. Как же заставить соотечественников уверовать в Свою миссию? В каком облике к ним явиться? Мессия должен установить на земле Божие Царство. Но как сделать это? И как это Царство должно выглядеть?
Такие вот непростые вопросы стоят теперь перед Иисусом. Как истинный Сын Своего народа, Он прекрасно осведомлён об ожиданиях иудеев, связанных с Царством Бога и Мессии. Евреи ждут царя, который камни превратит в хлеб. Популярные апокалиптические произведения рассказывают о том, как с пришествием Мессии деревья начнут плодоносить круглый год, с одной виноградной лозы удастся собрать целый воз ягод и произвести бочки вина, а зёрна пшеницы будут величиной с почку быка…
А что, если и в самом деле попытаться осуществить это? От желающих прийти в такое «царство», наверное, отбоя не будет. Но станут ли его граждане добрее, справедливее, чище? Приблизятся ли к Богу? Примут ли Божий образ и подобие? И Иисус отвергает эту, подброшенную сатаной мысль: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
А как уверить народ в Своих возможностях и авторитете? Может быть, воздействовать на его воображение, чудесным образом спустившись с небес во двор Иерусалимского храма, где священники и миряне ежедневно молятся о таком вот явлении Божьего Помазанника? Уж тогда-то наверняка не останется ни одного человека, не пожелавшего поклониться Ему!
Но устанавливается ли Царство истины, мира и любви с помощью эффектных шоу? Удивляя, восхищая, пугая людей, можно собрать их вокруг Себя, но будет ли это сборище хоть в чём-то напоминать Собрание Божие? Впоследствии Иисус совершит немало чудес, и многие поспешат к Нему, привлечённые Его славой Чудотворца, нисколько не проникаясь при этом духом Его учения, отношения к Богу и людям, отношения к самой жизни… Пробуждается ли любовь к истине чудесами? Нет, путь грандиозных чудес – это не тот путь, который угоден Богу. «Не искушай Господа Бога твоего…».
Впрочем, народ простит своему Мессии и материальную скудость, и отсутствие сверхъестественных способностей. Стоит только сбросить ненавистное ярмо Рима, восстановить независимое иудейское царство, как при царях Давиде и Соломоне, превратить его в могущественную державу, империю, в которой язычники, как рабы, будут служить Богоизбранному Израилю…
Так может быть, явиться народу, вооружившись пламенным призывом к национальному освобождению? Нет сомнений, что уже сейчас найдутся тысячи патриотов, готовых отдать жизнь ради этой цели. Несомненно и то, что они обоготворят своего лидера, последуют за ним повсюду, куда бы он ни пошёл.
Но разве достижим идеал земного «освобождения» без крови и жестокости, грязных политических интриг, расправы над противниками? Разве цель оправдывает средства? Разве, поступаясь Царством духовным ради царства политического, мы не оказываемся заложниками дьявола, фактически исполняя его, а не Божью волю? В конечном счёте, Иисус отвергает и это искушение: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
Общепринятые у иудеев представления о Мессии стали для Иисуса «искушениями сатаны», и навсегда были Им отвергнуты. По свидетельству евангелиста Луки, «дьявол отошёлот Него до времени». Коварный змий, соблазнивший в раю Адама и Еву, и в дальнейшем не оставит своих козней, используя притом ослеплённых или заблуждающихся людей.
Фарисеи потребуют от Иисуса «знамения с неба»1 , чудесным образом накормленная толпа попытается провозгласить Его царём2 , а Его собственные ученики будут упрямо путать Царство Небесное с земной державой3 . Иисусу вновь и вновь придётся бороться всё с теми же искушениями. Он делает это и до сих пор.
Иисус будет творить чудеса, исцелит многих больных, и накормит двумя хлебами пять тысяч человек, но не для того, чтобы раз и навсегда решить за нас все материальные проблемы. Он торжественным образом войдёт в Иерусалим, как царь входит в свою столицу, но лишь после того, как подробно разъяснит ученикам и народу, что «Царство Его не от мира сего»4 .
Христос откажется на виду у всех сойти с креста, хотя именно такого «аргумента» требовали от Него противники5 . Да и по Своём Воскресении Он явится лишь тем, кто уверовал в Него и полюбил Его при земной жизни, а не тем, кто добровольно Его отверг.
За сорок дней, проведённых в пустыне, Иисус сделал Свой окончательный выбор, избрал Свой жизненный путь и уже никогда не сходил с него. В дальнейшем Ему придётся не раз менять Свои планы – в зависимости от изменяющихся обстоятельств и нужд Своих слушателей. Но Он никогда не изменит Своим принципиальным убеждениям, принципиальной сути Своего призвания.
Однажды открыв волю Небесного Отца, Иисус сохранит ей верность, куда бы она ни вела Его: к славе или к Страстям, к популярности Пророка и Чудотворца или к мучительной смери… «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин 8,29).
Наше личное призвание очень отличается от личного призвания Иисуса из Назарета, но суть дела во многом остаётся той же. И нам приходится искать свой путь к Богу. И нам приходится вступать в борьбу с искушениями, умело подбрасываемыми врагом нашего Спасения. Да и искушения остаются всё теми же. Это – стремление к лёгкой, комфортной жизни; желание произвести впечатление на окружающих, теша своё тщеславие; и, наконец, «воля к власти», к самоутверждению и господству, пусть даже это господство ограничивается кругом наших домочадцев или сослуживцев.
Выбор, сделанный в пользу одного из этих трёх искушений, неизбежно приводит ко множеству других грехов, а то и преступлений. Подобным искушениям подвергался ещё Адам в раю, затем Израиль в пустыне… Они не выдержали тех испытаний, а Иисус, преодолев тройной соблазн (комфортом, славой и властью), стал истинным Израилем-Победителем. В Нём и через Него победителями греха, мира и сатаны сможем стать и мы. Мы тоже сумеем сохранить верность Богу, если будем подражать Иисусу.
Закончив Свой сорокадневный пост в пустыне, Плотник из Назарета готов предстать перед Израилем. Он решительно направляется навстречу соотечественникам, чтобы возвестить им Благую весть.

В. Дегтярев

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна