Иероним Босх: возвращение через 500 лет

Иероним Босх: возвращение через 500 лет

В этом году исполняется 500 лет со дня смерти голландского художника Иеронима Босха — одного из самых интересных и в то же время самых загадочных художников во всей истории мирового искусства. И поэтому в европейских музеях весь 2016 год пройдёт под знаком этого события. В Голландии ожидается ряд крупных выставок, посвящённых Босху.

Центр растянутых на весь год празднований – небольшой голландский город Хертогенбос. Именно здесь родился и творил Ерун Антонисон ван Акен, которого во всём мире знают под псевдонимом . Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. С конца XIX после длительного периода забвения, творчество Босха привлекает всё возрастающее внимание исследователей. Сейчас, как и 100 лет назад, он продолжает оставаться одной из самых загадочных и странных фигур в мировом искусстве.

В конце XIV века в Хертогенбосе поселился прадед Иеронима Босха — Ян ван Акен, торговец пушниной и домовладелец. Его потомки со временем стали потомственными купцами, ремесленниками и художниками города Хертогенбоса. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима. Деду Иеронима Босха — художнику Яну ван Акену, приписывается сохранившаяся до наших дней роспись в церкви святого Иоанна, изображающая распятие Христа. Точная дата рождения Босха неизвестна. Мать его была дочерью портного. Предполагают, он родился около 1450 года, а начало его творчества относят к середине 70-х годов XV века. В 1478 году Босх женился на богатой патрицианке Алейд ван Мерверме из семьи городской аристократии. В конце жизни он получал заказы от бургундского двора, что говорит о его признании современниками. В городских архивах Хертогенбоса сохранилась запись об умершем здесь 9 августа 1516 года знаменитом художнике Иерониме Босхе. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера.

В честь знаменательной даты в Европе пройдут крупнейшие выставки работ художника и современных мастеров самых разнообразных видов искусства, вдохновленных неразгаданными символами и тайнами великого Иеронима.

 

Выставка «Видения гения», Хертогенбос, 13 февраля — 8 мая 2016

Выставка станет главным событием в мероприятиях родного города художника. 20 картин и 19 рисунков — такое огромное количество работ Босха еще никогда не было представлено в городе, где родился и жил художник. В проекте примут участие крупнейшие мировые музеи: Лувр, Метрополитен, Прадо, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Палаццо Гримани в Венеции, Музей Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме.

Важной частью выставки станет презентация результатов шестилетних исследований международного проекта «Босх — исследование и сохранение», в ходе которых были тщательнейшим образом изучены и отреставрированы многие работы художника. Зрители увидят три отреставрированных триптиха Босха из музейных собраний Венеции: «Триптих Святой Ункумберы», «Триптих Святых отшельников» и серию «Четыре видения будущей жизни»,представляющую в четырёх картинах наказание и вознаграждение после смерти.

trittico-santa-liberata
Иероним Босх. «Триптих Святой Ункумберы», 1489−1893, Галерея Академии, Венеция

На триптихе «Святые отшельники», который Босх написал в середине своего творческого пути, изображены три вариации этой темы. В центральной части святой Иероним устремляет пристальный взгляд на распятие, находя в нём прибежище и спасение от сил зла, которые воплощены в руинах языческого капища, разбросанных вокруг, и в двух сцепившихся в смертельной схватке монстрах на переднем плане.
На левой створке святой Антоний противостоит натиску дьяволицы, пытающейся соблазнить его. Святой Антоний — один из наиболее близких Босху святых, проведший в египетской пустыне большую часть жизни. На правой створке изображён святой Эгидий, уютно устроившись в пещере, которая служит ему часовней, он молится пред алтарём. Торчащая из его груди стрела — традиционный атрибут изображения этого святого, который спас любимую олениху, заслонив её от стрел охотников собственной грудью.

Bosch_1495_Hermit-Saints-Triptych
Иероним Босх. «Триптих Святых отшельников», 1485−1489, Галерея Академии, Венеция.

 

«Босх. Выставка столетия», Прадо, 31 мая — 11 сентября 2016

Главное событие юбилейного года – самая крупная за всю историю выставка картин Босха. В Мадридский музей Прадо, где хранится наиболее полное собрание произведений художника, будет представлено рекордное для Босха число работ на одной выставке — почти 50 произведений. Музеи со всего мира представят свои шедевры. В Прадо считают большой удачей представить на выставке триптих «Искушение Святого Антония» из Музея древнего искусства в Лиссабоне.
Триптих «Искушение святого Антония» — одна из лучших работ зрелого Босха. На всех трех створках раскрытого алтаря изображены демоны, выпущенные на волю. Здесь уже нет традиционного разделения створок на «Рай» и «Ад» — композиция читается целиком, весь мир кишит бесами. Ученые по-разному объясняют значение обличий изображенных монстров. Они допускают разные толкования, но их природа Зла несомненна. Художник достаточно подробно и близко к жизнеописанию рассказывает обо всех мучения Антония. В левой части триптиха демоны носят старца по воздуху, в правой пытаются отвлечь от медитации картиной непристойной трапезы, в центральной нарядная дама, на бесовскую природу которой намекает длинный шлейф, возможно прикрывающий хвост, проносит рядом с ним чашу с вином. Однако в подавляющем большинстве демоны просто заняты своим делом — сотворением Зла в этом мире, который весь — искушение.

5_jpg_1455549468
Иероним Босх. Искушение Святого Антония, 1505−1506. Национальный Музей древнего искусства, Лиссабон

«Сад земных наслаждений» из собрания музея — самый известный триптих Иеронима Босха посвящен греху сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстраненность, с которыми трактовались отдельные фигуры на картине, а также благосклонное отношение к этому произведению церковных властей заставляют сомневаться, что триптих мог прославлять телесные наслаждения. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.

1
Иероним Босх. Сад земных наслаждений, 1500-1510. Дерево, масло. Музей Прадо, Мадрид

Команда исследовательского проекта, в ходе подготовки к мемориальным торжествам, обнаружила факты свидетельствующие о том, что две важнейшие работы живописца — «Несение креста» и «Семь смертных грехов», могли быть написаны подражателями. Эти сенсационные выводы были сделаны в результате нескольких лет кропотливых исследований творчества Босха. Учёные изучали шедевры сверхсовременными методами, например с помощью рефлектограммы в инфракрасном свете и цифровой макросъёмки со сверхвысоким разрешением.
Картина «Несение креста» в настоящее время принадлежит Музею изящных искусств в бельгийском городе Генте, а «Семь смертных грехов» — музею Прадо в Мадриде. Обе картины уже давно рассматриваются как архетипы творчества Иеронима Босха, который прославился уникальной манерой «визуализации» потусторонних обитателей (ангелов, святых, дьявольских монстров) и ужасов, основанных на библейских источниках. Директор Музея изящных искусств в Генте считает, что если «Несение креста» не принадлежит кисти Босха, то её написал гений ещё более великий, чем Босх.

10928cdc8722d371ec74cc9a98a0356c
Иероним Босх. Несение креста, 1490-1500.  Доска, масло. Музей изящных искусств, Гент

Картина «Семь смертных грехов»  для европейского искусства XV века является одним из первых примеров жанровой живописи, поэтому Босха считали основоположником этого жанра. Однако во всех сценах земной жизни уже присутствуют непонятные сейчас элементы символики.
Из центра большого круга смотрит всевидящее Око Бога, а вокруг него — грехи людские: гнев, гордыня, похоть, леность, скупость, мздоимство и зависть. Все грехи художник трактует как жанровые сценки. По сторонам этой большой композиции — изображения  смерти, страшного суда, рая и ада.

5
Иероним Босх. Семь смертных грехов и Четыре последние вещи. 1475-1480. Прадо, Мадрид

 

***

 

 

По материалам ВВС, Тhevanderlust.com, Аrtchive.ru

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна