Гаудете. Разложим по полочкам

Чтения третьего воскресенья Адвента повествуют о радости народа, ожидающего Мессию, и об Иоанне Крестителе, возвещающем скорый приход Христа. Входное песнопения этого дня начинается со слов «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. /…/ Господь близко» (Флп 4,4-5). На латинском языке это звучит как: Gaudete in Domino semper, iterum dico, gaudete. Dominus enim prope est. Первое слово этого гимна и дало название этому воскресенью Gaudete.В прежние времена пост перед Рождеством был довольно строгий и это воскресенье призвано было с одной стороны служить поддержкой утомленным духовными подвигами верующим, а с другой – напоминать о той радости, которую принесет празднование Рождества.

Воскресенье Gaudete всё наполнено радостью:

1. Литургический цвет этого дня – розовый. Можно служить и в привычном для постного времени фиолетовом орнате, но все-таки редкий для богослужебных одеяний розовый цвет будет предпочтителен.
Первые христиане не особо жаловали этот цвет, поскольку он ассоциировался у них с языческими культами. Цветок розы, цветок Афродиты, имел сексуальный оттенок и никак не вязался с христианским мировоззрением. Использование этого символа Церковью было связано с библейским пониманием цветка. Отказавшись от сексуального контекста античных культов, Древние Отцы говорили о розе, как о символе чистоты возлюбленной. Роза стала также напоминанием о рае, где у этого цветка нет шипов.
В эпоху Средневековья происходит новое осмысление этого символа. Фасады готических соборов начинают украшать круглые витражные окна, именуемые розами. Здесь стоит вспомнить, что западная стена храма традиционно ассоциировалась со Страшным Судом. Вся композиция фасада напоминала о грядущем Мессии, который придет, чтобы отделить козлов от агнцев. Переливающаяся разными красками роза являла собой милость и заступничество Божьей Матери, истинной Райской Розы, которая вспомнит о своих заблудших детях в День Суда. Начиная с XIII века образ розы уже ассоциируется только с Марией. Этому особенно способствует распространения доминиканским орденом молитвы Розария, само название которой связано с этим цветком.

2. Первое чтение: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное. Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моём; ибо Он облёк меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец, и, как невесту, украсил убранством. Ибо, как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нём, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами» (Ис Ис 61, 1-2a. 10-11).
Мы помним, что Иисус прочитал некогда эти слова в синагоге Своего родного Назарета и жители города едва не расправились с Ним, решив, что Он совершает святотатство, приписывая эти слова Себе. А между тем, прозвучавшие строки не теряют своей актуальности и в наши дни. Говоря о «сокрущенных сердцем» Господь имеет в виду и современного человека, закрывшегося в темнице своих стереотипов, ставшего узником мобильных устройств, гаджетов и виртуального мира. Мы слышим слова об обретении потерянной радости. Бог обращается к нам призывая снова и снова радоваться. Позволить этой радости войти в свое сердце, чтобы она принесла обильные плоды и мы могли провозгласить «славу ее пред всеми народами».

3. Псалом в этот день напоминает нам о словах радости и благодарности, прозвучавших их уст Девы Марии в ответ на приветствие Ее родственницы Елизаветы: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды. Что сотворил Мне величие Сильный; и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его. Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем. Воспринял Израиля, отрока Своего воспомянув милость» (Лк 1).

4. Второе чтение уже напрямую призывает нас к радости и дает наставление как эту радость сохранить в наших сердцах и общинах: «Братья: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Всё испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фес 5, 16-24).

5. На первый взгляд кажется, что евангельское чтение этого дня выбивается из общего строя богослужения, всего обращенного к радости и открытости сердца навстречу Грядущему Мессии. «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрёкся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; и они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре, при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин 1, 6-8. 19-28).
Внимательный слушатель сразу отметит связь этого чтения со словами сегодняшнего псалма. Во-первых, речь идет о том самом человеке, который будучи еще младенцем во чреве матери «взыграл», приветствуя Спасителя. Во-вторых, он, как и Мария, говорит о своем смирении, о своей малой роли в деле ожидания Мессии. Евангельское чтение, не говоря напрямую о радости, словно собирает всё богослужение в один прекрасный букет роз. В евангельских словах звучит и тоска народа Израильского по Грядущему Христу, и смиренные слова Марии, и мысль о том, что только Сам Бог может освятить тех, кто Ему доверяет.

В достопрежние времена в третье воскресенье Адвента освящали знамёна и хоругви. Этот обычай возник во времена Крестовых походов. Тогда Христа воспринимали как Главу Церкви воинствующей. Стоит вспомнить, что в это же время появились изображения воскресшего Христа с хоругвью в руках. Принося в воскресенье Gaudete знамена в храм, рыцари выражали свое желание следовать за Мессией, отстаивать Его интересы огнем и мечем. Сейчас смысл этого обычай поменялся. В тех странах, где до сих пор представители разных общин приносят свои хоругви и штандарты для освящение в воскресенье Gaudete, Церковь не устает напоминать своим верным, что главное их свидетельство – это радость и любовь, которые наполняют общины и приходы. Именно они — главное свидетельство присутствия Христа в нашей жизни, а не внешние знаки, символы и инсталяции.

Анна Гольдина

Источник: Сайт «Gaudete.ru»

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна