Дружба и Жертва

13 июля, когда в Италии, так же, как и в России, вышла в прокат заключительная серия киносаги, поставленной по романам британской писательницы Джоан Роулинг — « и Дары смерти. Часть 2″ — в полуофициальной ватиканской газете L’Osservatore Romano была опубликована статья Антонио Каррьеро, посвященная этому фильму.

Положительное содержание и ценности издательского и кинематографического проекта с головокружительными цифрами

На Трафальгарской площади, поверх голов тысяч фанатов, витает одна и та же мысль: Всё закончилось. Приехавшие в Лондон на презентацию нового и последнего фильма про Гарри Поттера «Дары смерти, часть 2» юные исполнители главных ролей, которые выросли посреди кинодублей, в конце не могли сдержать слез. Над кинопроектом, предыдущие части которого собрали более шести миллиардов долларов, по всей видимости, упал занавес.

Феномен Гарри Поттера не знает себе равных, если рассматривать его во всей его глобальности. В самом деле, семь книг, переведенных на 67 языков, были проданы в количестве свыше 450 миллионов экземпляров по всему миру. И хотя, конечно, не цифры определяют качество книги или фильма, верно, однако, и то, что за свою 14-летнюю карьеру Гарри Поттер приобрел невиданный успех. За эти годы юный Поттер не только изучал магию, но и сумел полюбиться новым поколениям во времена, когда интернет стал более привлекательным, чем 700-страничные романы. В эти годы он страстно передавал детям и взрослым идеалы, разделяемые как неверующими, так и теми, кто видел в них повод говорить с детьми о Евангелии.

Вопросы для размышления, поднятые уже в предыдущих сериях, в этом последнем фильме стали еще более настойчивыми. В самом деле, здесь проясняется понимание смерти и вечной жизни как самим Гарри Поттером, так и его противником. Лорд Волан-де-Морт не представляет тут Сатану, как легко можно было бы предположить, но является лишь человеком, который совершил в своей жизни ошибочный выбор, предпочел добру зло, не удосужился понять, что любовь – это сила, превосходящая его могущество. Его внешность, напоминающая змею – это хорошая метафора для того, чтобы сказать, что тот, кто не любит, не является поистине человеческим существом. Волан-де-Морт поэтому мог бы быть отражением любого из нас.

Нам на помощь приходит библейский взгляд на единство человеческой личности: духовное измерение – это измерение, охватывающее всего человека, а не какую-то его часть. Совершая убийства, Волан-де-Морт соглашается с тем, что его душа раскалывается на части, которые он затем скрывает в драгоценных предметах. На его взгляд, душа не является настолько уж важной. Неспособный любить, Волан-де-Морт уничтожает свою человеческую целостность, допуская над собой беспрецедентное диавольское господство. Это образ человека эпохи постмодерна, который, помещая себя в центр Вселенной, верит, что может распоряжаться собой так, как считает наилучшим. Забыв о том, что является созданием Творца, он убежден, что уничтожив собственную душу, он сможет спокойно продолжать жить без нее.

Внутри человека, внешне сильного и уверенного в себе, начинает впоследствии расти безумный страх перед смертью, настолько сильный, что заставляет его искать бессмертия в этой жизни.

В конце седьмой книги (по второй части которой был снят этот восьмой фильм), мудрый профессор Альбус Дамблдор говорит Гарри, что «настоящий Повелитель смерти не убегает от нее. Он принимает то, что должен умереть, и понимает, что в мире живых есть вещи намного худшие, чем смерть». Это мысль, которая находит свой синтез в словах св. Павла из его Послания к Коринфянам (1 Кор 15, 26), начертанных на могиле родителей Гарри: «Последний же враг истребится – смерть». Вечная жизнь, таким образом, достигается через смерть, а не бегством от нее. И Гарри Поттер, хотя он никогда не называет себя христианином, призывает темного волшебника вовремя одуматься, раскаяться в содеянном, признать превосходство любви надо всем, чтобы не быть осужденным навек.

К сожалению, эти слова напрасны: Лорд Волан-де-Морт не верит в эти «глупости». Он создан по образу самого себя и отвечает лишь самому себе. Именно дети преподают великое наставление; чистые сердцем, как юный Гарри, готовый умереть ради своих друзей. Он не разделяет индивидуализма Волан-де-Морта, ведущего в никуда.

Другое великое наставление, содержащееся в этой последней части саги, заключается в мысли о возможности изменить мир. Гарри со своими неразлучными друзьями показывает нам, что возможно противостоять злу и восстановить мир. Не власть, не успех, не легкая жизнь ведут к самой подлинной и глубокой радости. К ней ведут дружба, самоотдача, жертва и следование за истиной, которая не создается по представлениям самого человека.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна