Французский казус: католики в демократической дискуссии

Во Франции, где несмотря на неоднократные манифестации протестов был принят закон об однополых браках, мнения католического мира разделились. Ещё несколько недель назад католики, казалось, поддерживали оппозицию закону, но теперь на страницах французской газеты «Le Monde» были опубликованы несколько статей, где подчёркивается недовольство верующих, которые хотят отказаться от этого противостояния.
В сущности, часть католиков выступает против своего рода политизации религии. По их мнению, религия должна пребывать вне политической арены, где она рискует, как в данном случае, быть связанной с одной из противоборствующих сторон. Это, несомненно, относится к католикам, обеспокоенным созвучием между позициями Церкви и крайне правого политического крыла, — близости довольно рискованной.

Во французской ситуации выходят наружу проблемы, которые стали повседневностью в странах, где католики вовлечены в политическую жизнь демократии. Перед лицом вопросов биоэтики или новых законов, разжигающих противостояние политических партий, Церковь, со своими суждениями и ясной позицией, поневоле становится действующим лицом политической игры.
И это происходит не только тогда, когда она поддерживает одну из сторон вместо того, чтобы оставаться «извне» — на нейтральных позициях, что, по мнению некоторых, должно гарантировать её аполитичность, — но и тогда, когда она подвержена атакам: к сожалению, для многих занятие антицерковной позиции представляет собой бесспорно положительный элемент.
И если эта непроизвольная политизация представляет собой опасность, то существует ещё одно последствие, которое в настоящее время не принимается во внимание: воздержание от высказываний со стороны Церкви по вопросам антропологического характера имеет явное политическое значение, означающее, что католики решили хранить молчание по вопросам их мировоззрения. Другими словами, также и эта позиция стала бы определённым политическим выбором.

Католики, критически настроенные против вовлечения Церкви в подобные дебаты, противопоставляют идее воинствующей организации, указывающей, что есть добро и что есть зло, — организацию любви и непредвзятости, которая не осуждает, но принимает всех людей.
По сути, найти баланс между милосердием и справедливостью в истории Церкви всегда было непростой задачей, которая решалась совмещением строгой догматической позиции с пастырской практикой приятия и милосердия.
В таких случаях, как легализация однополых браков, на лицо серьёзная проблема, приводящая к глубокому антропологическому преобразованию общества. В этом отношении обеспокоенность исходит не только от католических и консервативных кругов, но и от светских прогрессивных интеллектуалов, основательная аргументация которых во Франции обогатила в последние месяцы почву для дискуссий и открыли перед Церковью поле для ценных размышлений.

Как заметил на страницах газеты «La Croix» 27 мая её главный редактор Доминик Кинио, «формируется глобальная концепция общества, которую выражают многие французы».
Разумеется, каждый случай уникален и достоин особого внимания, но то, что происходит во Франции, несомненно, предлагает всем пищу для размышлений. К тому же этот случай не может быть разрешён с помощью обычного призыва к принятию «непохожести», — призыва, который, казалось бы, всегда в состоянии всё исправить и всем угодить.

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна