«Евангельское благовестие и информационные технологии». Во Владимире прошли XII «Покровские чтения»

«Евангельское благовестие и информационные технологии». Во Владимире прошли XII «Покровские чтения»

22-24 ноября во Владимире прошла XII Всероссийская церковно-общественная научная конференция «Покровские чтения», сообщает сайт Архиепархии Божией Матери в Москве.

0Как и в прошлые годы организаторами Чтений являются Владимирская православная митрополия, и Владимирский Государственный Университет (ВлГУ). В этом году темой конференции стали «Евангельское благовестие и ». Выбор данной темы обусловлен обоюдным желанием организаторов размышлять о путях Благовестия в современном мире, а также поделиться опытом двух конфессий. Главной целевой аудиторией Чтений традиционно являются студенты Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, Владимирского Юридического института и различных факультетов ВлГУ. Модератором чтений выступила заведующая кафедрой русской и зарубежной филологии Педагогического института ВлГУ Светлана Мартьянова.

Открывая работу форума, ректор Владимирской семинарии прот. Георгий Горбачук назвал Покровские чтения своеобразным прологом к великому событию – встрече в феврале этого года в Гаване между Папой Франциском и Патриархом Кириллом: «Я думаю, что эти хорошие отношения между нами вносят свой вклад в приближение того, о чем мы просим ежедневно, молясь о соединении святых Божьих Церквей».

«Бурное развитие информационных технологий поставило вопрос: могут ли они быть востребованы для благовестия Слова Божьего? По моему мнению, об этом не случайно сказал Христос-Спаситель: «Идите, научите все народы». А учить все народы можно и должно посредством радио, телевидения, интернета, социальных сетей и т.д. Невозможно виртуально крестить, причастить и принять покаяние, но возможно обсуждение, разъяснение – и здесь информационные технологии незаменимы», – сказал православный священник.

7Доклад директора Информационной службы Архиепархии Божией Матери в Москве о. Кирилла Горбунова был посвящен взаимодействию ? «чудесному обмену дарами» ? между миром социальных коммуникаций и Церковью. В качестве примера тесной связи между этими мирами докладчик отметил, что сами понятия и информации изначально являются богословскими терминами: первый описывает «взаимное дарение» друг другу лиц внутри Пресвятой Троицы, а второй ? действие Святого Духа, который, входя в человеческую душу, формирует ее, придает ей облик, согласный изначальному замыслу Бога о человеке. Вся история спасения, как и история Церкви, ? это история , самосообщения Богом себя человечеству. Современные технологии дают огромные возможности для глубоких и интенсивных взаимоотношений между людьми, но одновременно, как отмечал в своей «экологической» энциклике Laudato ‘si Папа Франциск, «они нередко мешают нам установить непосредственный контакт с тревогой, со страхом, с радостью другого человека и со сложностью его личного переживания. Поэтому не должен удивлять тот факт, что наряду с навязчивым предложением подобных продуктов усугубляется глубокая меланхоличная неудовлетворенность межличностными отношениями либо пагубная изоляция» (n. 47). В этой ситуации призвана предложить верующим и миру серьезную медиапедагогику, основанную на глубоком понимании духовных потребностей человека. Опыт, которым может обогатить информационное пространство – это ценность истины и умение выстроить иерархию ценностей, опыт ученичества, принятия ближнего, чье мнение может очень отличаться от моего, важность молчания, и опыт радости, который мы можем разделить с другими людьми.

17Андрей Филинов, директор ГТРК «Владимир» и преподаватель ВлГУ, размышлял о том, какими информационными технологиями пользовались в прошлом при распространении Благой вести. «Христианство возникло в глухой провинции огромной Римской империи, но несмотря на это в достаточно короткий срок стало ее государственной религией. Этот факт объясняется с одной стороны истинностью этой вести, но с другой тем, что распространение Евангелия всегда опиралось на самые передовые информационные технологии своего времени». У греческой культуры христианство в своей проповеди восприняло веками разработанную науку убеждения – риторику, а христианские и впоследствии монашеские общины стали своего рода «социальными сетями». Мощными информационными технологиями были храмовое зодчество и живопись, впоследствии – книгопечатание, церковная журналистика. «В предыдущие века эти технологии служили распространению и утверждению Евангелия, сейчас впору говорить о возвращении к нему, о переходе от ценностей человеческих к богочеловеческим. Технология – это лишь инструмент, возможность открыть глаза, навигатор для приведения страждущего к этому источнику», – заключил Андрей Филинов.

20Руководитель информационно-издательского отдела Владимирской епархии свящ. Андрей Сидоров поделился своими опасениями в связи с утратой подлинного значения слова в формирующейся информационной парадигме: «Информационное поле чрезвычайно агрессивно, оно формирует колоссальный шум, сквозь который различать отдельные слова становится все сложнее. Слово сознательно вытесняется из коммуникационной схемы, подменяется символом, цифрой, картинкой». Известная миссионерская максима апостола Павла – «вера от слышания», которая неизменно работала на протяжении двух тысячелетий, – сегодня стремительно теряет свою актуальность». Священник остановился на проблеме «функциональной безграмотности», во многом спровоцированной новыми информационными технологиями – несмотря на формальную грамотность, люди все менее способны «декодировать» язык, понимать художественный смысл, что указывает на глубокие нарушения механизмов мышления, внимания, памяти. Человек не замечает эту деградацию, но последствия разрушения культуры слова будут сказываться в отдаленной исторической перспективе. Отец Андрей призвал к последовательному предпочтению общения в реальном мире и к бережному отношению к слову: «Если хотя бы верующие члены интернет-сообщества примут эту заповедь, то сфера нашего виртуального обитания очистится от той шелухи, засыпающей сегодня нравственное чувство многих людей. Все, что он делает в этой сфере, должно быть направлено к единственной цели – спасению человека, и это накладывает большую ответственность за выбор языка и собеседника».

10Свящ. Евгений Гейнрихс, настоятель католического прихода Божьей Матери иконы Её неустанная помощь в г. Петрозаводске выступил с докладом «Благовестие? Что вы имеете в виду?». «Благовестие, – подчеркнул о. Евгений, – это возвещение некоей благой вести. Для христиан добрая, благая весть (греч. ??????????) – проповедованная Христом весть о спасении, прощении, о любви и долготерпении Бога. Вера в , вера в то, что Бог любит Свое творение и хочет его спасти от саморазрушения – вот смысловая основа христианства и предмет благовестия. Все остальное может служить благовестию, а может мешать». Католический священнник подчеркнул абсолютную несовместимость благовестия с ложью – сколь бы невинной она ни казалась, и какие бы мотивы за ней не стояли. Такой ложью может оказаться неприемлемая для взрослых людей «детская» вера, основанная на наивном и инфантильном представлении о Боге и своей ответственности перед Ним. Вера в не предусматривает никакого «сладкого сюсюканья», как и другой модели, которую Г.П. Федотов описал как «песок слов, заметающий камень веры». «Если возвещать, что Бог составляет для человека опасность, угрозу, подстерегая его на каждом шагу, чтобы, придравшись, погубить, превращает человеческую жизнь в «минное поле», где каждый последующий шаг таит гибельную опасность, – едва ли такая весть может быть названа радостной и доброй». 9Настоящим вызовом для верующего человека является открытие того, что «Бог присутствует во всяком творимом добре, являясь его источником, началом и путем осуществления». Церковь, в которой отсутствует Евангелие любви Божией, становится «церковью для неверующих», тем самым «опиумом» (по выражению Маркса), который народ сам добровольно принимает в качестве обезболивающего средства». Точно так же не является Благая весть и проповедью моральных норм, хотя и включает их. «Важно отличать мудрый зов, ежедневно обращаемый к нам Богом, от шумихи тех, кто использует имя Божие для запугивания, для поддержания разделения и страхов» – этой цитатой из Папы Франциска о. Евгений завершил свое выступление.

13Программу «Покровских чтений» продолжил круглый стол «Актуальные вопросы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке», который провел доктор богословия, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерей . О. Георгий, крупнейший специалист по истории российской Церкви в XX столетии, рассказал об истории гонений на Церковь и пригласил участников к размышлению о том, каким образом стало возможным то, что крупнейшая во многих отношениях поместная Церковь православного мира за 25 была почти полностью уничтожена руками преимущественно самих православных христиан – по рождению, по крещению или образованию: «Мы, конечно, Церковь мучеников в XX веке, и мы часто говорим об этом сейчас. Но мы не в меньшей степени и Церковь мучителей, ибо из нашей православной, русской среды вышло основное число гонителей Церкви. Почему это случилось?» Историк отметил, что исследования последних десятилетий уже дают нам ответ на вопрос «что» и «как» произошло, как происходили гонения и каковы были жертвы, однако остается без ответа главный вопрос: «почему именно у нас»? Эта тема вызвала оживленную дискуссию среди участников круглого стола.

17-2Первый день чтений завершился благотворительным концертом духовной музыки «Ave Maria. Евангельское благовестие», который состоялся в католическом храме Пресвятой Девы Марии Священного Розария во Владимире. В программе концерта под сводами прекрасного храма, посвященного Пресвятой Богородице, прозвучали величайшие произведения, написанные на слова главной богородичной молитвы латинской традиции – «Радуйся, Мария».

23 ноября конференцию продолжил состоявшийся в рамках Года российского кино просмотр и обсуждение кинофильма Владимира Хотиненко «Мусульманин» (1995). О. Георгий Митрофанов показывал и комментировал фрагменты фильма, который он называл самой глубокой картиной на религиозную тему в нашем кинематографе, дающей ответ на вопрос о том, можно ли говорить о церковном возрождении в России, насколько оно подлинно и возможно ли оно в принципе. 20Этот фильм, который с самого начала был воспринят неоднозначно, сегодня, по словам о. Георгия, воспринимается уже не просто как предостережение, а как реализовавшийся прогноз: «Мальчика отправили как пушечное мясо исполнять «интернациональный долг» – тогда, в 1995 году, казалось, что все это закончилось, теперь, в 2016 году, видно, что конца этому нет». По словам священника, главный герой «вызывает непонимание не потому, что он мусульманин, а они православные, а потому что он верующий, а они – безбожники. Одним из серьезнейших препятствий для возрождения православия является его подмена тоталитарной неоязыческой идеологией, проявления которой в реальной жизни прекрасно показаны в этом фильме». Также о. Георгий особо отметил лучший, по его мнению, образ священника в российском кинематографе – человека, который в безвыходной ситуации принимает единственно возможное для христианина решение – говорить правду.

 

Свящ.

Фото Натальи Гилёвой

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна