Экуменизм

С веротерпимостью тесно связано то, что именуется экуменизмом. Термин экуменизм происходит от греческого слова экумена, которое обозначало заселённую, обитаемую часть земли (это причастие от ????? ‘населяю, заселяю’). В русском языке есть калька с этого слова – вселенная, первоначально имевшая тот же смысл, что и экумена. Но в дальнейшем это слово получило более широкий смысл – космос, мироздание. Христианами Церковь именуется вселенской именно в первоначальном смысле этого слова, то есть объединяющей всех христиан, живущих на земле. При этом следует заметить, что многие верующие разных конфессий считают, что именно их конфессия является Вселенской Церковью. Экуменизм – это стремление к сближению, взаимопониманию христиан. Экуменическим называется движение представителей разных конфессий, ставящих перед собой эту цель.

Следует предостеречь от неправильного, искажённого представления об экуменизме. Экуменизм не ставит своей задачей создание какой-то искусственной синкретической религии, вобравшей в себя элементы существующих христианских вероисповеданий. Верующие люди, придерживающиеся экуменических взглядов, остаются верными своим конфессиям, не меняют их, т.е. не перестают быть католиками, православными или лютеранами. Но они стремятся к сотрудничеству, ищут взаимопонимания с представителями иных конфессий, исходя из того, что все они прежде всего – христиане.

Отношение к экуменизму неоднозначное. Иногда даже экуменизм рассматривается как великая ересь XX-го века. Но так думают далеко не все. Можно было бы вспомнить светлой памяти имя православного священника протоиерея Александра Меня, покойного митрополита Ленинградского Никодима и многих других священнослужителей и рядовых верующих православных.

Давайте представим себе следующую картину. Корабль со многими пассажирами попал в сильный шторм. Кораблю грозит гибель. Среди пассажиров люди разных вероисповеданий. И вот в минуту опасности верующие обращаются к Богу с мольбой о спасении. Но неужели они будут собираться на корабле в отдельные, обособленные группы по конфессиональному признаку? Или же общая опасность объединит людей, терпящих бедствие, в совместной соборной молитве? Почему же вполне вероятное в экстремальных условиях невозможно в нашей повседневной жизни? Повторяю, экуменизм нельзя рассматривать как попытку создания какой-то новой универсальной религии (в этом случае он действительно был бы еретическим заблуждением). Но мы, разобщённые христиане, никогда не должны забывать величайшую истину – Бог у всех нас один. Он общий для всех нас Отец небесный.

В заключение вспомним замечательное повествование в Евангелии от Иоанна о беседе Иисуса Христа с самарянкой. На вопрос самарян, где надо поклоняться Богу, в Иерусалиме или на почитаемой самарянами священной горе, Иисус Христос отвечает:

«Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине… Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Так отвечает Иисус женщине-самарянке, язычнице, с точки зрения правоверных иудеев. Следовательно, Бог один и у правоверных иудеев, и у презираемых ими самарян.

Толковать слова «в духе и истине» можно по-разному. Но, как мне кажется, их смысл в том, что поклоняться Богу в духе – это стремиться духовно, молитвенно к общению с Богом, и поскольку Бог – вездесущ, то такое поклонение возможно не только в каком-то определённом месте, но везде и всегда. Поклоняться в истине – значит постоянно стремиться к Богу истинным путём, а истинный путь в том, чтобы возлюбить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением, а ближнего своего возлюбить как самого себя (Мф XXI, 37-39).

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна