Экуменизм служения миру и «экуменизм крови»

Экуменизм служения миру и «экуменизм крови»

Спустя несколько дней после экуменической молитвы в Кафедральном соборе Новосибирска (в рамках Всемирной недели молитв о единстве христиан), мы встретились в редакции «СКГ» с ответственным за экуменическое служение в Преображенской епархии, неутомимым отцом , OFM.
Редакция попросила его поделиться впечатлениями о завершающейся Экуменической Неделе, поразмышлять о путях экуменизма в целом и о недавней инициативе Папы Франциска, чьи основные идеи были озвучены во время поездки понтифика в Лунд (Швеция). Особый колорит экуменической теме придает и то обстоятельство, что нынешний 2017 год – это год 500-летнего юбилея Реформации. Итак, слово отцу Коррадо.


— Что касается Недели молитв о единстве христиан, то на севере планеты она традиционно проходит с 18 по 25 января и завершается праздником Обращения Апостола Павла, в то время как в южном полушарии ее отмечают где-то в районе Пятидесятницы. В этой молитве участвуют католики, православные, лютеране, баптисты, представители ряда других протестантских общин. Ежегодно выбирается определенная тема, а тексты богослужения готовят христиане какой-то определенной страны.

00Мы в центре Преображенской епархии также участвуем в экуменической Неделе молитв о единстве, и вот уже много лет собираемся в Кафедральном соборе Новосибирска на соответствующее богослужение с участием представителей различных христианских конфессий города. Чтобы такая встреча стала возможной, чтобы представители христианских общин пришли на богослужение, необходима большая подготовительная работа в течение всего года. На организуемое тобой богослужение по твоему приглашению придут только те, кого ты уже хорошо знаешь и с кем дружишь. В этом году, кроме представителей традиционных Церквей, таких как православная и лютеранская, с нами также молились посланники харизматических общин. В этой связи мы не должны забывать, что харизматиков в мире становится всё больше и больше, и что они, как и мы, основывают свою веру на Слове Божием – Священном Писании Ветхого и Нового Завета. Мы можем уважать друг друга потому, что един наш Господь, Иисус Христос.

Во многих местах, включая и Москву в России, экуменические богослужения проходят в течение Недели молитв о единстве христиан в культовых зданиях различных конфессий. К сожалению, у нас в Новосибирске такая практика пока еще не привилась, и мы молимся совместно с братьями из других конфессий только в католическом храме. Может быть, экуменические богослужения в культовых зданиях наших братьев станут со временем возможны и будут плодом тех молитв о единстве, которые мы возносим теперь, и которые звучат пока только под сводами католического Кафедрального собора. Хотелось бы также дополнить наши инициативы более интенсивными, а главное, постоянными контактами между духовенством и монашествующими, прежде всего Католической и Православной Церквей. И, конечно же, мы мечтаем и молимся о том, чтобы экуменический диалог вышел на самый высокий местный уровень, т.е. на уровень правящих архиереев, стоящих во главе наших епархий.

Иногда у меня возникает впечатление, что из-за исторически сложившегося недоверия мы отказываемся от некоего духовного богатства. Того, которое уже есть. Что плохого, если, например, какой-то священник расскажет на подобных экуменических встречах собратьям из других конфессий о своем приходе? Или даже епископ — он ведь тоже может рассказать много интересного и духовно полезного. Почему бы православной матушке-монахине или игумену из монастыря не показать, не рассказать о своей монастырской жизни? Мне как католику это было бы очень интересно. А мы, даже не зная ничего, заранее отказываемся от возможности услышать друг друга. Отказываемся от такого богатства, как опыт других наших братьев во Христе. Но ведь это похоже на отказ от великого культурного богатства: «Не буду слушать музыку Чайковского, Рахманинова, Баха, Генделя, Вивальди, Моцарта, Перголези! Не буду смотреть фильмы Тарковского, Бергмана, Дзеффирелли!» и так далее… Ведь это похоже на отказ от возможности почерпнуть поистине бесценные сокровища из живоносного источника мировой христианской культуры.

3Теперь вернёмся к теме Недели молитв о единстве христиан для нынешнего года. Она звучит так: «Примирение – Любовь Христова объемлет нас» (ср. 2 Кор 5,14-20)». В этот раз её тексты готовили христиане Германии – страны, где началась Реформация, 500-летие которой мы отмечаем в этом году. Конечно же, 500 лет – это очень большой срок. И за это время многое изменилось как в восприятии тех проблем, которые стали предпосылками Реформации, так и в наших нынешних отношениях. Я еще застал времена, когда в католической среде Лютера считали ужасным еретиком. Решительный поворот в отношениях с лютеранами произошел только в понтификат Иоанна Павла II. Я сам провел несколько лет в Экуменическом центре в Германии, в котором делали духовные упражнения христиане разных конфессий, кроме католиков и лютеран, еще и баптисты, методисты, евангелики… Там я близко познакомился с лютеранским миром.

Еще могу добавить, что сам я – из региона Турина, где до сих пор сильны традиции вальденсов, которых называют «предтечами Реформации» (начало их движения восходит к XII веку). Я посещал их богослужения, имел среди них друзей. А при более близком знакомстве с лютеранами наибольшее впечатление на меня произвели три вещи. Во-первых, их отношение к Библии, к Слову Божию. Во-вторых, их музыкальная традиция, так называемый «лютеранский хорал». И, наконец, открытость «духу реформы»: идти в ногу со временем, но при этом возвращаясь к истокам. Это как раз то, к чему призывает II Ватиканский Собор. И, конечно же, огромной поддержкой для всех католиков, так или иначе включенных в дело экуменизма, стала личная позиция в этом вопросе Папы Франциска. Папа отметил первостепенную важность для Лютера вопроса: «как я лично могу обрести Бога Милосердного?» Именно проповедь Бога Милосердного стала главной темой понтификата Папы Франциска. В Лунде было сказано, что отныне католики и лютеране собираются писать историю спасения вместе.

Papa Francesco, Preghiera Ecumenica Comune nella Cattedrale Luterana di Lund

Мы намереваемся продолжать следовать путем экуменизма. Это подразумевает и изучение истории со всеми ее позитивными и негативными моментами, и практика живых отношений сегодня, с учетом всех допущенных ошибок и решением в дальнейшем их избегать, и стремление как можно лучше узнать друг друга. II Ватиканский Собор настаивает, что католикам следует ценить духовное наследие отделенных от нас братьев в том, что является в нем истинно христианским. Всё, совершаемое благодатью Святого Духа в среде отделенных братьев, служит также нашему назиданию и духовному обогащению. , избравшая в современном мире путь изоляции, обречена на умирание.

На вопрос, «что мы можем делать вместе?», заданный Папе Франциску в Лунде, понтифик ответил: прежде всего, это совместный ответ на вызовы современного мира, такие как бедность, мигранты, вопросы экологии… – это не только и не столько согласование богословских концепций, – это, прежде всего, служение миру, людям, – это дела любви, дела милосердия.

Существует также «». Этот аспект очень важен и актуален для России. Но и в современном мире обильно льется кровь христиан всех конфессий, особенно на Ближнем Востоке, и Святейший Отец не устает напоминать нам об этом.

sdltb7d0adb-nh - копия

 

В материале использованы фото ТВ «Кана» и L’Osservatore Romano

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна