Две неизвестные фрески Рафаэля обнаружены в Ватикане

Две неизвестные фрески Рафаэля обнаружены в Ватикане

Реставрационные работы в знаменитом Зале Константина в Апостольском дворце в Ватикане раскрыли две аллегорических фигуры, которые, судя по всему, принадлежат кисти Рафаэля, и были написаны незадолго до его безвременной кончины в 1520 году, сообщает сайт Смитсоновского института.

В начале XVI века Папа Римский Юлий II поручил итальянскому художнику Рафаэлю спроектировать зал Константина — комнату для приемов в папском дворце в Ватикане. набросал планы зала, но внезапно умер в 1520 г., прежде чем смог выполнить поручение.

Работу над живописным убранством зала поручили ученикам Рафаэля — так до сих пор считали эксперты. Но реставраторы, работающие над восстановлением первоначального облика Зала Константина, недавно обнаружили фрагменты , которые, возможно, были написаны не учениками Рафаэля, а самим мастером.


Последние работы мастера: «Дружба» и «Правосудие»

Зал Константина украшен четырьмя фресками, изображающими значительные события в жизни первого римского императора Константина, который принял христианство. Среди них: «Видение Креста», «Сражение Константина и Максенция», «Крещения Константина» и «Пожертование Риму».

При реставрации фрески «Видение Креста» исследователи расчистили аллегорическую фигуру «Дружба», которая, размещена с краю композиции. Она изображает Константина, предвкушающего свою победу над Максенцием.

Вторая приписываемая Рафаэлю фигура, — аллегория Правосудия. Она расположена у края композиции «Сражение Константина против Maксенция».

Итальянская газета La Stampa первой сообщила новость об обнаружении фигур со ссылкой на видео, размещенное на канале YouTube Ватикана. Как пояснил газете руководитель технических и научных исследований в Музеях Ватикана, искусствовед Арнольд Нессельрат, источники XVI века утверждают, что Рафаэль прежде своей кончины успел написать две фигуры на фресках в Зале Константина.

«Согласно источникам, у этих двух фигур гораздо более высокое качество, чем у тех, что вокруг них», — приводит газета слова А. Нессельрата.

Тем не менее, эксперты не были уверены в авторстве Рафаэля в отношении упомянутых аллегорических фигур, пока в марте 2015 г. не начались реставрационные работы, и типичная для Рафаэля техника живописи на этих двух фигурах стала очевидной.

В других частях Ватикана вклад Рафаэля гораздо более заметен. Живописные фрески художника, в том числе знаменитая Афинская школа, украшают стены трех других комнат в Папском дворце.


Рафаэль в Ватикане

К числу первых работ итальянского живописца и архитектора Рафаэля Санти (1483—1520) относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает из Флоренции в Рим (там он проведет всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии архитектора Донато Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию — «Диспута» (1508—1509), «Мудрость, Умеренность и Сила» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509—1510) и «Афинскую школу» (1510—1511).

«Афинская школа» — блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески.

Папе Юлию II работа Рафаэля очень понравилась, даже когда она была еще не закончена, и Папа поручил живописцу расписать еще три станцы, причем уже начавшие там росписи художники, включая Пьетро Перуджино и Лука Синьорелли, были отстранены от работ. Учитывая огромный объем предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвертая станца Константина — полностью расписана учениками.

Сменивший в 1513 году Юлия II Папа Лев X также высоко ценил Рафаэля.

В 1513—1516 гг. Рафаэль по заказу Папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).

Еще одним заказом от Папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты.

В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.

«Преображение» — последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году. Написана по заказу кардинала Джулио Медичи, будущего Папы Климента VII, для алтаря собора Cвятых Юста и Пастора в Нарбонне. В настоящее время хранится в Ватиканской пинакотеке.

Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» признал «Преображение» Рафаэля «самой прекрасной и божественной» из его работ.

 

По материалам Rublev.com и Википедии

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна