Что важнее – традиция календарная или традиция всеобщей радости о пришедшем Христе?

Что важнее – традиция календарная или традиция всеобщей радости о пришедшем Христе?

Одиннадцать поместных Православных Церквей уже скоро сто лет как живут по новому календарю. Стали ли они от этого менее православными? А что в России? у большинства наступает после Нового года. Главные и самые любимые каникулы у народа попадают на время поста. Нормально ли это? Что важнее – традиция календарная или традиция всеобщей радости о пришедшем Христе? Об этом рассуждает выпускник СПбДА Илья Забежинский.

Все. Бейте меня ногами. Сдаюсь. Хочу в ново-юлианский стиль. Как православные греки. Как еще десять поместных православных Церквей из пятнадцати. Как миллионы других православных. Или они не православные? Я вам расскажу, кстати, как на практике осуществляется единство всего православного мира при наличии двух календарей.

Были мы как-то в августе в Греции. Путевка была на 12 дней. Вылетели из Питера как раз 14 августа. Заговелись, так сказать, на Успенский пост. Денек попостились. Прилетели. А 15 августа, как раз на следующий день, у них, у греков и у еще десяти поместных Церквей – Успение!

Что делать? По канонам, на чьей канонической территории находишься, по тому календарю и живешь. И правда, греки ж – наши братья, православные. У них ликование на Успение – не виданное в России. Все женщины Марии в этот день у них вообще именинницы. И мы чего тут будем, с постными лицами ходить? Мы тоже празднуем Успение, ну и живем еще 11 дней по-гречески. То есть без поста. Какой пост, Успение уже отыграли!

26 августа возвращаемся в Россию и возобновляем Успенский пост. На один день. Домой всё же вернулись. Ну и 28 августа празднуем уже наше русское Успение и, разумеется, еще раз разговляемся. Во, экзотика, понимаешь!

Так же можно и с Рождеством поступить. Дело за малым – поехать 24 декабря в страну, где Поместная Церковь перешла уже на ново-юлианский стиль. То есть разницы этой между светским календарем и церковным больше не существует. А перед самым седьмым января вернуться обратно в Россию. Второй раз отпраздновать Рождество и пост сократить почти на две недели. Чем не экзотика!

А я вот, братья и сестры, не хочу экзотику. Я хочу Рождество 25 декабря, и чтобы – до Нового года, и чтобы у нас, в России.

Хочу, чтобы мы перестали врать, будто бы мы, в Русской Православной Церкви, всё еще живем литургически по юлианскому календарю. Потому что, кого ни спроси у нас в Церкви, каждый ответит: у нас Рождество 7 января, а Крещение 19-го. А Благовещение – 7 апреля. Я опросил вокруг много людей, и все отвечают именно так и никак иначе – от мирян до клириков – Рождество 7 января, а Крещение 19-го.

Нет, разумеется, через минуту-другую каждый благочестиво хлопает себя по лбу:

– Аааааа, ты это имеешь в виду!

И быстренько или не быстренько (тут уж как у кого с устным счетом) отнимает от привычного григорианского числа 13 дней.

– Ну да, Крещение-то, оно же 6 января!

Дальше, кстати, будет хуже. Всего через 85 лет нашим правнукам придется заучивать новые даты православных праздников. Потому что Рождество будет наступать не 7 января, а 8-го, Крещение – 20 января, а Благовещение – 8 апреля. А наши внуки будут объяснять им, что это, мол, такая православная традиция – прыгающие даты каждый век.

У нас давно уже нету ничего в Церкви по юлианскому стилю. У нас делопроизводство всё по григорианскому, все официальные объявления и циркуляры – по григорианскому. У нас на крестный ход по Невскому проспекту в день памяти Александра Невского собирали всех 12 сентября, а не 30 августа, а Митрополит приглашает всех желающих посетить праздничную Рождественскую вечерню в Исаакиевском соборе не 25 декабря, а 7 января. Он не может пригласить 25 декабря, никто не поймет. Да никто и не придет, ведь 25 декабря нельзя, 25 декабря, каждый православный знает, еще пост Рождественский был в самом разгаре.

У нас официальная информация на официальных сайтах – по григорианскому. Патриарх выступает – по григорианскому, принимает кого-то – тоже по григорианскому. На неофициальных сайтах – тоже всё по григорианскому. Вот 1 декабря все православные друг друга поздравляют с началом зимы – ау-у, вы чо, православные, до православной зимы еще 13 дней – так ведь и зима к нам тоже приходит по григорианскому.

Благочестиво еще стало нынче служить литургию в новогоднюю ночь. Елки-палки, она же тоже произойдет по григорианскому календарю. Странно. Какое такое новолетие празднуют наши всечестные отцы в новогоднюю ночь в наших храмах, если Рождество еще не наступило? Так ведь и нет никакого противоречия. Каждый у нас знает, что Рождество – оно же ПОСЛЕ Нового года. Разве нет?

Мне жалко наш запутавшийся народ. Который мы пичкаем нашей якобы неотмирностью. Мы такие неотмирные, что у нас даже неотмирный. Ну да, во всём остальном мы вместе с миром шагаем нога в ногу. С миром нам вполне по пути. наш – последний бастион!

Бедный наш народ празднует не пойми чего не пойми зачем в ночь с 31-го на первое, съедает, надевает и раздаривает в эту ночь свои годовые накопления, а потом еще целую неделю веселится, ходит в гости, катается на коньках, бегает на лыжах, у кого деньги еще остались – путешествует – и всё это с чувством вины. Ведь он это делает в самые строгие дни Рождественского поста.

Может, конечно, вины-то он особой и не чувствует. Но мы-то, православные, на что? Мы какими взглядами всё это чужое веселие провожаем, когда набиваем свои оголодавшие постом глотки кисленькой опостылевшей уже за время поста капусткой? Нет, не провожаем? Показалось?

Я хочу вот что сказать тем, которые сейчас подскочат и накинутся. Меня вообще не заботит проблема научности/ненаучности календаря, его современности или несовременности. У меня совершенно миссионерский порыв и мотив.

Так случилось, что почти сто лет назад богоборческая власть перевела весь гражданский уклад в нашей стране на новый календарь. Она делала это сознательно, чтобы развести народ и Церковь на разные рельсы, на разные пути: Церковь – это там, отдельно, а народ – это тут, отдельно. Прошло почти сто лет, а мы всё еще ведемся на эту сатанинскую разводку и печемся более о традиции, нежели о народе, который Господь Бог нам вручил.

Фото: sagittario.livejournal.com

В итоге народ живет своей новогодней жизнью и в ус не дует, чего там у них в Церкви происходит, а мы, православные – своей, постной, – сидим за своим высоким православным частоколом и тоже ни во что не дуем. И наружу, за частокол, редко когда выглядываем, разве что подтвердить себе лишний раз «Спасибо тебе, Господи, что мы не такие, как они!»

Давайте-ка, может, уже вылезать из нашего милого теплого православного гетто? Оно милое и теплое, и мне тоже в нем нравится. Век бы в нем жил и жил. И не видел бы тех, которые не в нем. Благо, частокол у нас – до небес.

Но есть проблема. Христос пришел не к нам, 4-м процентам верных, как мы сами себя самовлюбленно именуем, не к «малому стаду», которое сидит и давится в новогоднюю ночь капусткой (церковные консерваторы) или изобретает, чем бы постненьким в эту ночь благочестивенько себя усладить, поста при этом не нарушая (церковные либералы).

Христос пришел ко всем людям, ко всем 100 процентам. И мы, православные, призваны к тому, чтобы быть апостолами для мира, а не для самих себя. А про «малое стадо» Христос и правда сказал, что оно спасается. Но не факт, что в нем будем находиться именно мы – те самые 4 процента из-за частокола, а не те, кому мы весть о пришедшем Господе должны были донести, а не удосужились – капусточкой подавились.

А ведь должно быть-то всё по-другому. Если мы, Церковь, не можем повлиять на распорядок жизни этого языческого мира, на бессмыслицу этого мира, так давайте вернем ему, этому распорядку, христианский смысл. Давайте наполним его этим смыслом! У вас праздник, у вас радость по новому стилю? Так вот вам, братья, настоящие праздники по новому стилю! Радуйтесь настоящей радостью и веселитесь истинным весельем!

Хватит твердить, как заклинания, “ах, традиция, ах, традиция” и “ах, будет раскол, ах, будет раскол”. У нас уже раскол с 96 процентами нашего народа, который совершенно не участвует в наших традициях. И который думает не про Христа, не про Его приход к нам, в этот мир, 7 января, на седьмой уже день после самой массовой народной пьянки и гулянки, а про то, что вот эти традиции календарные – будто бы это и есть настоящее Христианство, будто бы это и есть .

Давайте покажем народу, что традиции есть. И из них главная – это традиция радости о Боге, грядущем в мир. А вовсе не о том, чтобы эта радость происходила в неизменно назначенные и к тому же неудобные для народа даты.

Давайте вернем людям Рождество, как главный праздник. Пускай праздники начинаются с Рождества, а не заканчиваются им. А простую, ничего не значащую дату астрономической перемены года задвинем туда, где ей самое место. На потом. На после Рождества.

Смотрите, как здорово. Каникулы будут начинаться в Рождество, 25 декабря. Где-то в середине каникул будет Новый год. А в конце каникул, 6 января – Крещение. Каникулы эти называются Святки. Настоящие будут Святки, у всего нашего народа! И в такие каникулы – не грех нам всем будет и погулять, и порадоваться.

Давайте, братья и сестры, вернем уже людям Рождество! С Божьей помощью разберем уже частокол. Ей, гряди, Господи Иисусе!

 

1e75e25d161d95e4fc3ac2ab34980edaИлья Аронович Забежинский
— руководитель лесопильного завода на севере Архангельской области, в г. Мезень. Преподаватель «Основного богословия » на катехизаторских курсах в СПб и Архангельской области. Выпускник философского факультета СПбГУ, Института Богословия и Философии (ИБИФ), СПбДА

 

 

Источник: Правмир

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна