Чрезвычайная Ассамблея Синода епископов вступила в свой заключительный этап

Выступление Генерального докладчика нынешней Ассамблеи Синода епископов, венгерского кардинала Петера Эрдё в понедельник 13 октября с.г. подвело итоги ее первой части и стало вступлением к ее заключительному этапу. С 6 по 10 октября на пленарных заседаниях (их было по два в день, утреннее и послеобеденное) слово предоставлялось Отцам Синода, приглашенным светским аудиторам, а также представителям братских некатолических Церквей и Церковных общин. Каждое заседание предварялось свидетельством одной супружеской пары, всего таких приглашенных супружеских пар было тринадцать.

Относительно доклада, подводящего итоги первого этапа работы Синода, его Специальный секретарь архиепископ Бруно Форте высказался следующим образом: «Меня порадовало, что сегодня утром многие Отцы Синода, выслушав сообщение по итогам дискуссии, говорили: “Такое впечатление, что возвращается дух Конституции Gaudium et spes”. Другими словами, дух Церкви, взирающей на мир с любовью, а не просто осуждающей всё подряд, что она видит перед собой. Дух Церкви, сопровождающей человека и находящейся рядом с ним, дух Церкви, которая делает своими ожидания, надежды, радости и страдания человека нашей эпохи».
Доклад кардинала Эрдё стал одним из ключевых моментов работы Синода, в нем как в зеркале отразился итог плодотворных и искренних синодальных дискуссий.

Кардинал Петер Эрдё акцентировал внимание на необходимости выработки нового и одновременно точного языка, которым следует возвещать Евангелие семьи. Обязательным условием этого является кропотливое изучение реальности брака и семьи, чтобы должным образом понять ее, заново открыть и увидеть. Возвещенное Иисусом Христом Евангелие остается неизменным, однако необходимо учитывать и современный социально-культурный контекст, отмеченный такими явлениями как индивидуализм, взаимная изоляция, нестабильность чувств, угроза безработицы, войны, терроризм, миграции. И именно в этом контексте Церковь призвана дать современному человеку надежду и смысл жизни, помогая ему глубже постичь свое учение, которое, однако, следует выражать максимально милосердно. Иисус Христос подтверждает, что брачный союз мужчины и женщины имеет нерасторжимый характер, но, вместе с тем, дает понять, что Бог относится с милосердием к человеку переживающему трудности.

«Кое-кто спрашивает, — продолжил кардинал, — нельзя ли найти какие-то позитивные элементы не только в сакраментальной полноте брака, но и в несовершенных формах союзов, которые, оставаясь за ее пределами, тем не менее ей подчинены? Необходимо духовное распознавание, касающееся несакраментальных союзов, гражданских браков, разведенных, живущих в новых союзах. К компетенции Церкви относится признание наличия семян Слова Божия за ее видимыми, сакраментальными границами». Существует настоятельная потребность нового измерения пастырской работы с семьями, способной привести эти семена к созреванию, как это может быть с гражданскими супругами, которые в конце концов могут прийти к решению заключить сакраментальный брак. Необходимо помнить и о том, что часто несакраментальные союзы бывают обусловлены не сознательным отрицанием христианских ценностей, а практическими соображениями, например, невозможностью иметь постоянную работу.

Рассуждая о мнениях, высказанных в ходе синодальной дискуссии, Генеральный докладчик Ассамблеи Синода подчеркнул, что Евангелие семьи необходимо возвещать не для того, чтобы подвергнуть осуждению окружающий мир, а для того, чтобы исцелить людскую немощь. Огромное значение в этой связи имеет радостное свидетельство христианских супругов и семей, без которого само Евангелие не может быть понято. Речь идет не об установлении неких «норм», а о практическом воплощении ценностей, нужда в которых остро ощущается даже в самых секуляризованных странах нашего мира.
Очень важной является и надлежащая подготовка к Таинству брака, для чего, в свою очередь, необходима надлежащая подготовка священников. Супружеские пары нуждаются в поддержке со стороны Церкви и после заключения церковного брака.

Что касается разведенных, то здесь приоритет следует отдавать интересам живущих в таких распавшихся семьях детей. Необходим конструктивный подход к изучению всех последствий сепарации или развода. Полезным является, в случае уже совершившегося развода, облегчение доступа в церковные суды, занимающиеся вопросом признания заключенного брака недействительным, и ускорения процедур принятия решения относительно действительности заключенного, но распавшегося брака. При этом следует принимать во внимание и фактор веры, с которой супруги в свое время приступали к Таинству брака.
Что же касается проблемы допущения разведенных, живущих в новых союзах, к Святому Причастию, то тут синодальными Отцами были высказаны разные мнения. Если одни настаивали на сохранении ныне обязывающей канонической дисциплины, то другие советовали подойти к проблеме более милосердно, принимая во внимание особые случаи. Еще некоторые предлагали установить для разведенных христиан, вступивших в новый брак, период покаяния, и при этом руководствоваться соображениями блага появившихся в таких союзах детей.

В докладе кардинала Эрдё была затронута и проблема гомосексуалистов. Докладчик признал, что и такие люди могут иметь свой вклад в жизнь христианской общины, однако Церковь не может принять или одобрить гомосексуальных союзов. С другой стороны, Церковь не должна обходить своим вниманием детей, воспитывающихся в таких союзах. Здесь необходимо отдавать приоритет правам таких детей.
В заключение венгерский иерарх затронул вопрос открытости к принятию новой жизни, что является принципиальным требованием, касающимся сущности супружеской любви.

Прочитанный кардиналом Эрдё доклад лег в основу работы Ассамблеи Синода на ее втором этапе, который продлится всю эту неделю и будет отдан работе в языковых группах. Всего таких групп было создано десять: по три английских и итальянских и по две французских и испано-португальских. Еще в пятницу прошлой недели состоялась первая встреча участников групп, на которой были выбраны их модераторы и докладчики.
В результате работы в группах в конце недели будет принят и передан на утверждение Папе итоговый документ под названием «Доклад Синода». Его редактирование поручено Генеральному докладчику нынешней Ассамблеи Синода кардиналу Петеру Эрдё, Специальному секретарю Синода архиепископу Бруно Форте и Генеральному секретарю Синода кардиналу Лоренцо Бальдиссери. В помощь им Папа Франциск командировал еще шестерых синодальных Отцов, в том числе двух кардиналов, Джанфранко Равази из Италии и Дональда Уильяма Вюрла из США, трех епископов, архиепископа Виктора Мануэля Фернандеса из Аргентины, архиепископа Карлоса Агиара Ретеса из Мексики и епископа Питера Кан У Ила из Южной Кореи, а также генерального настоятеля Ордена иезуитов священника Адольфо Николаса Пачону.

Со своей стороны опубликованный «Доклад Синода» станет исходной точкой и базисом нового витка работы, размышлений и дискуссий. Окончательные же решения будут приняты год спустя, на новой Ассамблее Синода в октябре 2015 г.

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна