Богословские вопросы, связанные с понятием красоты, обсуждают участники православно-католической конференции в Москве

Москва, 17 апреля, Благовест-инфо. Богословские вопросы, связанные с понятием красоты, — в центре внимания участников международной конференции «Судьбы прекрасного: красота с позиции гуманитарных наук», открывшейся 17 апреля в Москве. Организаторами форума выступают Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ; Москва) и Католический университет Святого Сердца (Милан). Открыл конференцию ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев.

С приветственным посланием к участникам форума обратился председатель оргкомитета конференции, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. В своем выступлении митрополит рассказал о понимании красоты в христианстве, а также проследил эволюцию понятия «красота» в советское время. «В начале большевизма вопрос о красоте не поднимался, и даже отрицался. Наша эстетика была против красоты вообще», — сказал он. Впоследствии появились люди, которые старались спасти красоту – красоту музеев, театров, и эти люди повлияли на пересмотр отношения к красоте. В начале 60-х годов появились робкие попытки представить красоту как эстетическую ценность, выявить ее своеобразие в искусстве.

В христианстве красота – одно из имен Божиих, продолжил митрополит Иларион. Приведя высказывания отцов Церкви, а также мыслителей ХХ века о красоте, митрополит подытожил: «Подлинное призвание человека — быть причастником истинной красоты».

Посол Итальянской Республики в Российской Федерации Антонио Дзанарди Ланди, приветствуя участников , напомнил о том, что закончился год «Италия – Россия», в рамках которого было проведено 400 мероприятий в столице России и в других городах, в частности, такие, как выставка работ Караваджо в ГМИИ им. Пушкина. «Мы делали это, потому что нам нравится прекрасное; это инструмент диалога между культурами, делали это и с политической целью», — сказал посол. Культурные отношения между Россией и Италией Антонио Дзанарди Ланди охарактеризовал как «привилегированные», что связано, по его словам, с «исключительным положением», которое итальянцы занимают в русской культуре. В течение года проводился «обмен ценностями» – привозили Рублева во Флоренцию, Джотто — в Москву. Италия – светская страна, однако 80 % итальянского искусства – искусство христианское, и таким образом христианство оставило глубочайший след на европейском континенте, сказал далее посол.

На открытии форума было зачитано послание ординария Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископа Паоло Пецци. «Одна из задач конференции — предлагать видение красоты там, где Богу угодно явить себя», — говорится в послании архиепископа.Это красота жертвенного подвига, дружной семьи, осознания ответственности, красота доверия Богу, перехода из времени в вечность. «В каждом аспекте жизни, за исключением греха, можем найти красоту Божественного лика», — отметил Паоло Пецци.

В пленарной части заседания священник Стефано Альберто, доцент теологии Католического университета Святого Сердца, выступил с докладом «Красота как преодоление современного дуализма». Приведя слова Бенедикта XVI о том, что «красота открывает Бога», красота – «великая потребность человека», «корень, из которого вырастает надежда», докладчик отметил, что сегодня «красота», по наблюдению теологов, — один из анахронизмов для философии и науки. Эта красота уже не является объектом любви и заботы даже в религии. Однако человек, который не любит красоту, лишает себя возможности любить и молиться. В притязаниях современного сциентизма оживают дух и мистика древнего иконоборчества, считает автор доклада. Переживание красоты на опыте изгоняется в сферу субъективного рассуждения. Это разделение между знанием и верой беспощадно вошло в христианский опыт. Усилилось искушение в христианах свести красоту христианства к некой неопределенной религиозности, чувству, к ряду моральных правил.

Декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков выступил с докладом «Идея прекрасного в библейской космогонии». «Древние люди рассматривали мироздание как произведение искусства, космос считался художественным творением. Это воспринял христианский мир. Бог творит как величайший художник. Всякий художник, создавая картину, преображает материал… Так описано в Священном Писании сотворение мира. Присутствует простота с удивительной глубиной», — отметил докладчик. Далее о. Александр, опираясь на библейский текст, проанализировал, что произошло с красотой творения после грехопадения человека.

Татьяна Касаткина, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф. М. Достоевского Института мировой литературы РАН, представила доклад «Мир спасет красота…»: алгоритм процесса спасения в произведениях Достоевского». Исследователь проанализировала известную фразу писателя «Мир спасет красота», указав на ее смысловое отличие от высказывания Вл. Соловьева «Красота спасет мир».

Председатель пленарного заседания священник Григорий Ореханов, подытоживая его работу, отметил, что в прозвучавших сегодня докладах были изложены три важные идеи: красота в Священном Писании, красота в христианской традиции и понимание красоты в русской культуре XIX-ХХ веков.

Атташе по культуре представительства Святого Престола в Москве, сотрудник фонда «Христианская Россия» Джованна Парравичини отметила в интервью «Благовест-инфо», что идея проведения конференции появилась примерно год назад. «Красота тесно связана с добром, справедливостью. И человек может искать и приобрести эту красоту здесь, на земле, и это главное христианское свидетельство. Поэтому появилась идея совместного творчества между православными и католиками – вместе провести эту конференцию, чтобы вместе свидетельствовать о пребывании Бога в мире», — сказала Джованна Парравичини.

Форум продолжит работу 18 и 19 апреля.

Елена Бажина

Источник: Благовест-инфо

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна