Бог и нравственное становление ребенка

Современный человек, живущий на нашей Земле, переживает непрерывно углубляющийся внутренний кризис. Под воздействием множества импульсов он часто рискует стать жертвой различных страхов. Сможет ли он победить это тяжелое состояние, чтобы открыть суть своего существования? Есть ли надежда, что свет озарит этот неясный путь?

Невозможно воспитывать достойного человека без духовно-нравственного совершенствования личности ребёнка, особенно ребенка из неблагополучной среды. Души таких детей — это раны, которые наносят им самые близкие, это трудности в отношении с другими членами семьи и с людьми вообще. Эти раны становятся источником многих проблем в воспитании, а потом в жизни.

Сегодня я хочу поговорить о нравственном воспитании ребенка на пути, которого стоит Иисус Христос, помогающий нам учить прощать, превращать презрение в любовь, печаль в радость, освобождающий от суеверия, эгоизма, стремления к соперничеству — для того, чтобы вернуть в жизнь полноценного члена общества.

Человек без Бога — это загадка без разгадки. И поэтому именно Слово Божие освещает путь, который ему предстоит пройти. Именно Слово Божие приведет его к внутреннему исцелению, чтобы снова стать полноценным человеком.

Без всякого сомнения, с детьми нужно разговаривать о Боге, Который способствует формированию человеческой личности. Уже осталось в прошлом то время, когда говорили, что разговор о Боге «усыпляет» человека. Нет, Бог не притупляет наше сознание, а напротив, пробуждает его. Бог желает, чтобы человек был высокоразвитой личностью.

Итак, уже сам разговор о религиозном воспитании представляет собой служение человеку. Я не хочу стремиться сейчас обращать неверующих, я хочу только подчеркнуть, чтобы слушающие меня открыли для себя, что в воспитательной деятельности у нас есть хороший союзник, и этот союзник — Бог. Одной из самых больших ошибок было бы оставить Его в стороне от нашей жизни, за порогом наших домов.

Существуют два основных довода, благодаря которым мы можем считать Бога нашим лучшим союзником на ниве воспитательной работы:

1). Бог дает смысл человеческой жизни.
2). Бог занимается «формированием» человеческой личности.

Итак, Бог дает смысл человеческой жизни. В жизни каждого человека наступает день, час, может быть, проходит вечер, момент, когда нам особенно грустно, когда мы особенно остро чувствуем свое одиночество.Тогда-то мы начинаем размышлять над самым главным вопросом бытия. Мы спрашиваем себя: Кто я такой? Чем я заслужил право родиться на Земле? Почему я здесь? Я хочу сейчас, а хотел ли я тогда? Никто меня не спрашивал. Над этими вопросами нужно долго думать и размышлять, но в результате возможны только два варианта ответа: или Бог есть — тот Бог, с Кем неразрывно связано все, что произойдет в моей жизни, — или, напротив, Бога нет, и тогда всё действительно случайно. И значит, может оказаться, что однажды на свет появился я — дитя случайности. Или же, напротив, Бог думал обо мне еще до моего рождения, хотел, чтобы я пришел в мир, возлюбил меня. Может, надо бы иногда подумать над смыслом жизни. Итак, когда мы узнаем Бога, наши самые тяжелые жизненные ситуации приобретают некий смысл и жизнь не превращается в мучение. Я могу жить, я могу продолжить этот путь. Бог дает мне силы, дает внутренний мир и покой.

И ответ на второй довод. Бог формирует людские души. Очевидно, что Бог — не просто пустые слова, Он определяет весь наш образ жизни. Достаточно открыть Библию, и мы сразу поймем, что Он — справедливость и хочет справедливости, Истина и хочет истины, Любовь и хочет любви. Итак, все эти достоинства, все вечные ценности являют собой как бы плоть и кровь Бога, кровь и плоть, созидающие Человека. Разве тот, кто встречает кого-то поистине достойного, праведного, миролюбивого, добросердечного, не встречает настоящего Человека? Тогда-то наш Бог, приглашающий всех подражать Себе («Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» Мф 4,48), становится тем Путем, по которому должно идти наше дальнейшее духовное развитие. Бог бросает самый резкий вызов человеческим возможностям: Он — самый высокий идеал жизни. Это действительно так: если бы люди начали жить в Боге, произошла бы самая настоящая революция, ведь тогда мир несли бы люди, проникнутые идеями человечности. Тогда эти люди в силу собственного стремления к подражанию Божеству обнаруживают, что в их душе кроется лучший человек, что все их способности и дары ещё не до конца проявляются в наши дни.

Исповедуя эти принципы, по которым мы можем считать Бога нашим лучшим другом, мы в нашей воспитательной работе не можем не допускать Бога в нашу жизнь, не впускать Его в наши дома, школы, учреждения, никогда не говорить о Нем с детьми и подрастающим поколением.

Антонио Рибольди (социолог, занимающийся изучением состояния здоровья общества) однажды сказал: «Самая грубая ошибка воспитателя юношества из всех, что он может совершить, — утаить Бога от ребенка, лишить его истины».

Все мы — и взрослые, и дети — имеем право на веру в Бога. Точно также все мы имеем право на тишину, на любовь, на серьезное отношение к себе самому, так же мы имеем полное право на познание смысла жизни, право иметь высший образец для подражания, который поможет нам измениться в лучшую сторону. Ни у кого нет права лишить нас всего этого, так же как никто не может лишить другого человека знания о Боге.

с. Барбара Рыбус, директор детского приюта «Дом Св. Николая»

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна