Бенедикт XVI на Евхаристическом конгрессе в Анконе: Евхаристия преображает жизнь

преображает нашу повседневную жизнь, а подлинная евхаристическая духовность может стать путем созидания братских отношений в обществе. Так звучит главная мысль Папского послания участникам 25-го Всеитальянского Евхаристического конгресса, завершившегося в воскресенье 11 сентября в городе Анконе (область Марке).
Анкона – один из главных итальянских портовых городов на побережье Адриатического моря с населением в 100 тыс. человек. Его современный промышленный центр соседствует со многими памятниками старины, некоторые из которых относятся ко временам античности. Город был основан греками-колонистами в V веке до н.э. и благодаря своему расположению быстро приобрел важное значение, что способствовало его развитию. Свидетельством его былого процветания является возвышающаяся над городскими кварталами базилика в романском стиле – Кафедральный собор Св. Кириака (Св. Иуда Кириак – иерусалимский мученик IV века). Однако в наше время город страдает от множества социальных проблем, среди которых – безработица, усугубленная последствиями мирового финансового кризиса.

Папская Месса, которой завершился Всеитальянский Евхаристический конгресс, была отслужена на территории портово-судостроительного комплекса. В ней приняло участие около 100 тысяч человек. Бенедикту XVI сослужили кардиналы и местное духовенство.
Архиепископ Генуи и председатель Конференции епископов Италии кардинал Анджело Багнаско в словах приветствия, обращенных к понтифику, особым образом выделил общинное измерение Евхаристии. Ее переживание в радости может стать существенным элементом обновления драгоценного наследия веры, которое в нашем секуляризованном мире пытаются трактовать как исключительно «личное дело». Между тем, связь Евхаристии с повседневной жизнью позволяет принести Благую Весть христианской веры в самые темные уголки человеческого существования, способствует разрешению житейских проблем, помогает увидеть в жизни дар и общее благо, — подчеркнул кардинал Багнаско.

В своей проповеди назвал христианскую веру хоть и трудным, но необходимым заданием, порученным человеку. Современники Христа, включая апостолов и свидетелей чуда умножения хлебов, также считали слова Спасителя «трудными», так что лишь немногие могут их принять. Однако лишь открываясь Богу и принимая Его дары мы подлинно освобождаемся от всевозможных ограничений и становимся способными служить братьям.
«Странные слова!» Странные, потому что человек подвержен иллюзии, будто он самостоятельно способен «превратить камни в хлеб», — продолжил Папа. Некоторые идеологии, отвергающие Бога или допускающие Его лишь в качестве «личного выбора», не имеющего влияния на жизнь общества, сосредоточиваются исключительно на политической и экономической организации социума. Однако история неопровержимо доказывает, что деятельность направленная на обеспечение прогресса, материального благополучия и мирного существования человечества, если она проводится отдельно от Бога и Его Откровения, становится тем самым «камнем вместо хлеба». Хлеб есть «плод рук человеческих» и его добывание – это сфера нашей компетенции и нашей ответственности. Но хлеб – это также «плод земли», которая нуждается в ниспосылаемых небесами свете солнца и дождевой влаге, и поэтому он – дар, о котором необходимо молиться. Понимание этого обстоятельства избавляет нас от гордыни и побуждает с детской верой просить: «Отче…, хлеб наш насущный дай нам на сей день».

Далее понтифик подчеркнул, что человек своими силами не сможет улучшить свою жизнь. Лишь Евхаристия, т.е. благодарение воздаваемое Богу за все Его дары, открывает перед нами путь подлинного исправления. Христос дарит нам Себя Самого в качестве пищи. Во время Тайной Вечери Он подытожил всю Свою жизнь в одном молитвенном жесте, благословив Бога и возблагодарив Его за великий дар любви к Сыну. Ответом стал Новый Завет в крови Спасителя, принесшего Себя в жертву на Кресте. Через сакраментальное служение Церкви нам дарован доступ к этой Жертве, в полной мере открывающей нас Божественной реальности.
«Каким образом можно от Евхаристии перейти к признанию примата Бога в повседневной жизни?» — задал Папа риторический вопрос. И сам же ответил на него: «Дорогие друзья! Евхаристическое общение разбивает вдребезги наш индивидуализм, соединяет нас в духе со Христом умершим и воскресшим, утверждает нас в Нем, глубочайшим образом соединяет нас с братьями в таинстве единства, которым является Церковь. В ней один Хлеб превращает многих в одно тело. Тем самым становятся реальностью слова древней молитвы христианской общины, записанные в Дидахэ: “Как этот хлеб, ломимый и рассеянный по горам, был собран в одно целое, так пусть Церковь Твоя будет собрана из отдаленнейших концов земли в едином Царстве Твоем”».
Бенедикт XVI подчеркнул, что история Церкви – это деяния святых мужчин и женщин. Их жизнь стала красноречивым знамением того, что общение со Христом, евхаристическое общение рождает новую, углубленную ответственность за все измерения общинной жизни. Плодом этого становится подлинный социальный прогресс, в центре которого – человеческая личность, прежде всего личность бедняка, больного, отверженного…
«Питать себя Христом – вот истинное лекарство от равнодушия к нуждам братьев. Вот залог вхождения в логику любви и дара Крестной жертвы, — подвел итог Папа. – Тот, кто преклоняет колени перед Евхаристией, кто принимает Тело Господне, не может оставаться в повседневной жизни равнодушным к несправедливости, жертвами которой становятся люди. Такой человек склонится над нуждающимися, поделится хлебом с голодными, напоит жаждущих, оденет нагого, посетит больного и узника. В каждом человеке он сумеет разглядеть того же самого Господа, Который не побоялся принести в жертву Себя Самого нас ради и нашего ради Спасения. По этой причине евхаристическое благочестие есть самое настоящее противоядие, избавляющее от индивидуализма и эгоизма, которыми отмечена наша повседневная жизнь».

После окончания Мессы Бенедикт XVI прочитал вместе с верными полуденную молитву «Angelus», а в предваряющем ее поучении указал на связь Марии с тайной Евхаристии, особенно ярко проиллюстрированной в Богородичном санкутарии в Лорето.
«Благодаря произнесенному Девой fiat Слово стало плотью и обитало с нами, — сказал понтифик. – Размышляя о тайне Воплощения, да обратимся все мы сердцем и умом к санктуарию Святого Жилища в Лорето, расположенному всего лишь в нескольких километрах отсюда. Вся земля региона Марке просвещена духовным присутствием Марии в ее имеющем историческое значение санктуарии, украшающем эти горы! Я вверяю Ее заступничеству город Анкону, епархию, область Марке и всю Италию, дабы итальянский народ навсегда сохранил живую веру в евхаристическую тайну, в любом месте от Альп до Сицилии увековечивающую Христа Воскресшего, источник нашей надежды и утешения столь необходимый нам в повседневной жизни, а особенно – в наиболее тяжелых ее моментах».
Святой Отец вспомнил и о жертвах теракта 11 сентября 2001 г., 10-я годовщина которого отмечалась в этот день, подчеркивая, что насилием невозможно решить проблем, стоящих перед человечеством.

Во второй половине дня Папа встретился в Кафедральном соборе Анконы со священниками и семьями верующих. В своем слове Бенедикт XVI отметил, что как те, кто получил таинство священства, так и живущие в браке должны черпать из одного и того же источника Евхаристической духовности. Ведь обе эти формы христианской жизни произрастают из одного корня любви Христовой, принесшего Себя в жертву ради спасения мира. И те, и другие члены Церкви призваны к общей миссии, а именно – к свидетельству и осуществлению истинной любви через служение общине ради собирания Народа Божия. Как священство, так и брак равно необходимы для жизни Церкви. Семья – это привилегированное место христианского воспитания, подготавливающего также и к священническому служению. Церковь, как «семья семей», призывает своих пастырей любить своих подопечных родительской любовью с полной самоотдачей и живой верой.
«Никакое призвание не является личным делом, — подчеркнул Святой Отец, — а тем более призвание к супружеству, поскольку его горизонтом является Вселенская Церковь. Поэтому необходимо научиться интегрировать и приспосабливать пастырское служение к провозглашению истинного Евангелия брака и семьи, дабы стали возможными подлинное общение и братство. Евхаристия же является центром и источником единства, ею оживляется вся работа Церкви».
Также и супруги, — сказал далее Папа, обращаясь к участникам встречи в Кафедральном соборе Анконы, — подражают Христу, если неуклонно пребывают во взаимной любви. Супружеские узы – это истинный дар Божий. Ими созидается семья, посредством которой рождается Церковь. Семья помогает Церкви созидать более справедливый, проникнутый отношениями братства мир.
В заключение Бенедикт XVI вверил семьи и священников попечению Марии, чтимой в Анконском Кафедральном соборе в качестве «Царицы всех святых». Местная традиция связывает многие дары благодати с Ее иконой, подаренной одним моряком в благодарность за спасение его сына во время шторма.

Последним пунктом программы пребывания Папы на Евхаристическом конгрессе в Анконе была его встреча с парами, готовящимися к супружеству. Архиепископ Анконы Эдоардо Меникелли назвал эту встречу «беспрецедентной», знаменующей связь Христа с Церковью как с Невестой в контексте таинства Евхаристии.
Отвечая на вопросы молодых людей, Святой Отец обратился к символике свадебного пира в Кане Галилейской, интерпретируя ее применительно к реалиям современного мира. Стол ломится от яств, однако на нем недостает вина радости. Неуверенность в будущем на фоне безработицы побуждает людей откладывать важные жизненные решения «на потом». Это, в свою очередь, негативно сказывается на развитии общества, поскольку энергия и творческий потенциал молодого поколения как следует не используются.
«Вина радости недостает и культуре, избегающей четких моральных критериев, — сказал Бенедикт XVI. – В сформировавшейся таким образом атмосфере дезориентации каждый вынужден действовать на свой страх и риск, индивидуально, сосредоточиваясь лишь на сиюминутном. Распадается социальная ткань, что приводит к релятивизму, который метит в основополагающие ценности. Общность впечатлений, настроений, чувств выглядит более важной, нежели необходимость разделить с кем-то жизнь. Даже важнейшие решения становятся в этой ситуации непостоянными. Они подвергаются постоянным сомнениям, что часто трактуется как признак свободы, а на самом деле является скорее признаком ограниченности. Культуре “недостатка вина радости” присуще также иллюзорное увлечение телесным аспектом, в реальности вульгаризирующим сексуальность, побуждающим переживать ее вне контекста общения жизни и любви».
Бенедикт XVI призвал молодежь не бояться бросить вызов этим проблемам, облекшись при этом в броню веры и молитвы в сознании своей принадлежности к Церкви. Он также обратил внимание молодых людей на специфику их ситуации, в которой влюбленность позволяет глубже пережить любовь Самого Господа Бога.
«Но как пережить этот этап вашей жизни и при этом дать свидетельство любви общине? – продолжил Святой Отец. – Прежде всего я хотел бы призвать всех вас избегать замкнутости в ваших интимных отношениях, создающих иллюзию самодостаточности. Лучше старайтесь, чтобы ваши отношения стали закваской активного и ответственного присутствия в общине. Не забывайте и о том, что любовь, чтобы стать настоящей, нуждается в периоде созревания. Отталкиваясь от первоначальной привлекательности и чувства, что “нам хорошо вдвоем”, учитесь любить партнера и быть им любимым. Любовь жива бескорыстием, самопожертвованием, прощением и уважением к другому человеку».
Папа также отметил, что период подготовки к браку – это время обучения верности, что однако не может достигаться посредством совместного проживания. Сожительство до брака отнюдь не является гарантией прочности самого брака. Необходимо предоставить Богу место в своей жизни, чтобы время подготовки к браку стало также временем созреванием в вере и служения ближним. В этом отношении важная роль принадлежит ежевоскресной Евхаристии.

После окончания встречи с молодыми парами Бенедикт XVI вернулся вертолетом в свою летнюю резиденцию в Кастель Гандольфо.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна