Архиепископ Павел Пецци: Сущность и содержание христианских ценностей

Архиепископ Павел Пецци: Сущность и содержание христианских ценностей

10 октября 2016 года архиепископ принял участие в конференции «Христианские ценности в условиях глобального вызова», состоявшейся в рамках научной серии «Дискурс: Запад-Восток». Организаторами конференции, собравшей для дискуссии специалистов, представляющих разные академические дисциплины, христианские конфессии, партии и общественные организации, стали Берлинский Вест-Ост институт, Институт Европы Российской Академии наук, Московский гуманитарный университет, Национальный институт бизнеса и Агентство стратегических коммуникаций «Никколо М». В конференции приняли участие ученые и преподаватели ведущих российских вузов, политики, духовенство – в том числе представительная делегация Кёльнской Архиепархии. Предлагаем вашему вниманию , прочитанный архиепископом на конференции.

***

Ваши Преосвященства!

Ваши Превосходительства!

Уважаемые коллеги!

Дорогие братья и сёстры!

Меня попросили прочитать краткий доклад о сущности и содержании христианских ценностей. Скажу сразу, что с моей стороны это будет скорее вызов, приглашение к размышлению, если вы, конечно, сочтете его полезным. В любом случае, не имея возможности сегодня изложить эти мысли более подробно, я надеюсь, что они послужат введением в более глубокое размышление, которое я предоставляю вам.

Современное , — по крайней мере в Европе, Америке и Африке (об Азии в этом смысле говорить сложнее), — глубоко пропитаны христианскими ценностями, особенно в том, что касается достоинства личности и основ общего блага. Однако уже несколько столетий идёт процесс всё большего отдаления этих христианских ценностей от самого их источника: от события христианства как такового, от самой личности Иисуса Христа. Секуляризированные общества и государства уже давно стремятся так или иначе свести лишь к отдельным христианским ценностям, воспринимаемым как некое «гетто добрых чувств», полезных для мирного общежития граждан, но не более того. как таковое должно быть исключено из проектов и процессов развития общества, политических, экономических, и социальных перспектив.

Но это ещё не всё. В условиях глобального вызова, когда культуры и народы и религии встречаются, сталкиваются, сливаются и фрагментируются, очевидные и общепринятые понятия и ценности, которые действовали ещё совсем недавно, сегодня как будто падают и разрушаются. Мы можем взять, к примеру, вопрос о добре и безусловном обязательстве его творить, — как говорил «святой доктор Москвы» Фёдор (Фридрих) Гааз: «Спешите делать добро». Так вот, сегодня этот призыв не является таким уж очевидным! Естественно, подчинять власть законодательству — это задача политической власти, однако, как рождается само законодательство? На основе каких ценностей?

Подумаем, например, о современном терроризме, который старается легитимировать себя посредством нравственных ценностей, или о власти науки, которая, как кажется, предлагает возможность «творить» совершенного человека в лаборатории. Или когда власть посредством законов оказывает давление на религиозное или этническое меньшинство, можем ли мы ещё говорить о демократии, о самой правоте закона? Существуют ли ценности, которые пребывают вечно, или же любые ценности можно изменять по своему усмотрению, релятивизировать?

Есть такое мнение, что определённая модель жизни со своими ценностями пришла к своей конечной станции. В частности, Европа страдает от своего рода болезни, которую мы можем определить как ненависть к самой себе, когда система ценностей, на которых она утверждается, на самом деле губят её.


Христианские ценности не существуют без Христа

Предположим, что мы могли бы свести к трём категориям все ценности, которые можно назвать общепринятыми, которые являются основой общества, в котором можно мирно жить: ценность человеческой личности, ценность семьи, и ценность религиозной свободы и свободы совести. Именно эти категории можно считать главными ценностями христианства.

Так вот, даже эта своего рода religio civilis (гражданская религия) общих ценностей всё равно не смогла бы автоматически, сама по себе убедить совесть всех людей и построить совершенную цивилизацию. Она сможет стать духовной силой, пронизывающей общество, только если существует костяк людей, для которых эти ценности имеют источник, которым можно жить в настоящем.

Именно это исторически произошло с христианством. Встреча с Христом воскресшим стала для некоторых людей возможностью строить новую цивилизацию истины и любви. Эти люди смогли строить дома и общины, которые превратились в большой дом, открытый для всех остальных людей. Таковы были, например, монашеские общины на Ближнем Востоке или в Западной Европе, и, отчасти, также на Руси.

Однако за этим конструктивным положением дел в обществе подлинно многообразном в культурном и религиозном отношении, каковым было средневековое общество — по крайней мере в определённой части Западной Европы, — последовала эпоха, которая постепенно разрушила христианское устроение общества, распространяя дух сначала безразличия к христианству, а затем и открыто стремясь уничтожить христианство или покорить его своим интересам.

Логическое завершение этого процесса мы видели и видим в тоталитарных режимах или в релятивизме. Сейчас нет времени, чтобы проанализировать это подробно. Достаточно будет сказать, что это мировоззрение прямо отказывается от традиционного представления о сотворении и, следовательно, от каких-либо отношений с Творцом. Непосредственным его следствием становится утрата смысла и достоинства личности и творения.

Итак, немного упрощая, мы можем констатировать, что произошёл разрыв между христианством и христианскими ценностями. Более того, это общество претендует, а часто и прямо утверждает, что оно строится на основе этих ценностей; однако отрываясь от их источника, оно заканчивает тем, что разрушает самые эти ценности. Романо Гвардини относит этот переход ко времени начала современной эпохи — по крайней мере в Германии, где он жил и преподавал. Точнее, Гвардини говорит, что современная эпоха «забыла» о том, что подлинная концепция личности и её познание связаны с христианским событием веры. Из-за этого «забвения» ценность личности, конечно, может быть сохранена на какое-то время, но потом неизбежно постепенно исчезает.

Можно здесь заметить, что в обществах, где христианская сохранялась хотя бы частично в жизни людей, этот процесс происходил более медленно. Однако является чистой иллюзией попытка сохранить христианскую мораль, нравственность христианских ценностей, если утверждается, что ими можно жить вне связи с Христом, вне веры в Иисуса из Назарета. Таким образом сначала «гуманизировали» Иисуса Христа, то есть отрицали Божественную природу личности Христа, затем сохранили только определённое моральное учение Иисуса, и, наконец, опустошили также содержание этих уже ослабленных ценностей. Потому что, только во Христе ценности обретают плоть и кровь, как говорил когда-то Бенедикт XVI.


Время

Итак, христианские ценности смогут снова стать очевидными лишь в контексте, в котором люди, живущие этими ценностями, непосредственно отсылают нас к Иисусу Христу. Вне этого отношения христианские ценности остаются утопией, или в лучшем случае инструментом в руках власть имущих для моралистического подавления общества.

В этом смысле единственное орудие христианина сегодня — это свидетельство. Он показывает своею жизнью, что христианские ценности позволяют жить лучше, позволяют строить новую цивилизацию истины и любви в любых обстоятельствах, потому что воскресший Иисус продолжает присутствовать среди своих учеников. И Его присутствие настолько реально, что способно определять поведение христианина, оно может поддерживать христианина до такой степени, что христианин готов отдать свою жизнь ради блага другого человека, даже человека, который преследует его.

Сегодня жизнь христианина и защита христианских ценностей должны происходить через личное и общинное свидетельство, через устроение в обществе оазисов, площадок, где воспитывается вера, способная придать огонь жизни, вера, не оторванная от жизни.

В Совместном заявлении Папы Франциска и Патриарха Кирилла мы читаем: «В современном мире — многоликом и в то же время объединенном общей судьбой — католики и православные призваны братски соработничать для возвещения Евангелия спасения, для общего свидетельства о нравственном достоинстве и подлинной свободе человека, «да уверует мир» (Ин 17,21). Этот мир, в котором стремительно подрываются духовные устои человеческого бытия, ждет от нас сильного христианского свидетельства во всех областях личной и общественной жизни. От того, сможем ли мы в переломную эпоху вместе нести свидетельство Духа истины, во многом зависит будущее человечества». И дальше: «В безбоязненном возвещении правды Божией и спасающей Благой вести да поможет нам Богочеловек Иисус , наш Господь и Спаситель, духовно укрепляющий нас Своим неложным обетованием: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк 12,32). — источник радости и надежды. Вера в Него преображает жизнь человека, наполняет её смыслом. В этом на собственном опыте убедились все те, о ком можно сказать словами апостола Петра: «Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Петр 2,10)».

Парадоксально, но мы реально живём в прекрасную эпоху, когда мы призваны заново открыть и засвидетельствовать веру со своими основами, традицию, которую мы получили от наших отцов. Гёте говорил: «То, что ты получил от твоих отцов, завоёвывай снова, чтобы обладать им».

И тогда через свидетельство нашей жизни, изменённой, преображённой встречей с живым Христом, христианские ценности вновь станут путём созидания цивилизации истины и любви.

Спасибо за внимание.

 

Источник: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна